Они предназначены для перевозки сплавного
такелажа, оборудования и технических материалов, необходимых для
производственной деятельности лесосплавных предприятий. Суда
разнообразны по конструкции, размерам, грузоподъемности и видам
перевозимых грузов. В производственном процессе лесосплавных предприятий
большое применение имеют самоходные рейдовые такелажные суда, называемые
такелажницами.
Такелажное судно Т-129
Наибольшее распространение получило такелажное
судно Т-129 грузоподъемностью 20 т (рис. IX.9, а). Судно имеет два
грузовых трюма общим объемом 30 м3, расположенных в наиболее широкой,
средней, части корпуса и имеющих большие люки, облегчающие
погрузочно-разгрузочные операции. На палубе между грузовыми люками
установлен поворотный кран, стрела которого рассчитана на обслуживание
всей площади обоих люков. Грузоподъемность крана 1 т, вылет стрелы за
борт 3,2 м.
Стальной корпус имеет поперечную систему набора и отвечает требованиям
Регистра по классу О. Поперечными водонепроницаемыми переборками он
разделен на шесть отсеков: форпик, в котором размещен цепной ящик и
подруливающее устройство, два грузовых трюма, дежурное помещение для
отдыха экипажа, машинное отделение и ахтерпик для хранения шкиперского
инвентаря. На судне установлено электрооборудование постоянного тока
напряжением 24 В и переменного тока напряжением 380 В. Источником
постоянного тока является навешенный на главный двигатель генератор
мощностью 1 кВт и работающие с ним в буферном режиме четыре
аккумуляторные батареи. Генератор переменного тока мощностью 30 кВт
приводится в движение от вала отбора мощности главного двигателя. От
генератора электроэнергия через главный распределительный щит подается
электродвигателям подъемного крана, пожарного насоса и подруливающего
устройства, установленного в форпике судового корпуса. Устройство
главного распределительного щита предусматривает питание всех
потребителей на стоянке от береговой сети. Для этого на кормовой стенке
машинного отделения установлен барабан с кабелем, подключенным к
распределительному щиту.
Для повышения маневренности при обслуживании производственных объектов
на стесненных акваториях в форпике судна установлено подруливающее
устройство. Оно состоит из поперечного туннеля, в котором размещен
четырехлопастный гребной винт диаметром 0,25 м. Вал винта приводится во
вращение через цепную муфту от электродвигателя мощностью 7 кВт.
Дистанционное управление судном, двигателем и подруливающим устройством
сосредоточено в рулевой рубке.