Эти суда предназначены для механизации работ
на первоначальном сплаве лесоматериалов и ускорения их продвижения по
неблагоприятным участкам водного пути. Малая осадка, высокая
маневренность, полная защищенность движителя и оснащенность
технологическим оборудованием позволяют успешно применять эти суда на
установке наплавных лесонаправляющих сооружений, выводе весной
сплоченных лесоматериалов с затопляемых плотбищ на сплавную трассу реки,
сброске на воду сплоточных единиц с незатопляемых плотбищ, разборке
бревенных заторов, случайно возникающих при движении лесоматериалов по
трудным участкам реки, разборке бревенных пыжей в запанях, продвижении
леса по подпорным и тиховодным участкам рек, а также на
мелиоративно-строительных работах на сплавных путях.
Для обслуживания первоначального сплава на участке реки длиной 15—25 км
(в зависимости от сложности пути) бригаде рабочих выделяют патрульный
катер, при помощи которого они постоянно контролируют движение
лесоматериалов по реке и в случае надобности применяют имеющееся на
судне технологическое оборудование.
В общей численности патрульных судов в настоящее время около трети
составляют патрульные суда ПС-5 (рис. IX.5), предназначенные для
работы на лесосплавных реках равнинного типа. На судне установлено
следующее технологическое оборудование: кормовая двухбарабанная лебедка,
носовая однобарабанная лебедка, цепной бревнотолкатель, буксирный гак.
Кормовая двухбарабанная лебедка приводится в действие электродвигателем
мощностью 10 кВт. Тяговое усилие на рабочем барабане 50 кН, иа
вспомогательном 27 кН; канатоемкость барабанов соответственно 150 и 300
м. Носовая лебедка приводится в действие электродвигателем мощностью 7
кВт. Тяга лебедки 30 кН, канатоемкость 80 м. Бревнотолкатель имеет
устройство, амортизирующее толчки и удары бревен. Его конструкция не
затрудняет плавание среди бревен и движение задним ходом.
Корпус судна стальной, сварной, усиленный, с поперечной системой набора.
Толщина обшивки днища и нижнего пояса бортов 4 мм, толщина остальной
обшивки 3 мм. Двумя поперечными переборками и двумя продольными
выгородками корпус разделен на шесть отсеков. В ходовой рубке
установлены пульт управления с контрольными приборами, рычаги управления
заслонками водометного движителя, рычаг управления подачей топлива и
рычаг дистанционной отдачи буксирного каната.
Главный двигатель — судовой дизель К-161 работает на водометный
движитель и на электрогенератор. С коленчатым валом дизеля генератор
соединен при помощи муфты. Электродвигатели получают питание через
распределительный щит от генератора переменного тока мощностью 30 кВт,
напряжением 230 В.