БЕЗРЕЛЬСОВЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ШТАБЕЛЕВОЧНО-ПОГРУЗОЧНЫХ
РАБОТ
Челюстные погрузчики перекидного типа
Челюстные погрузчики перекидного типа применяют на погрузке
заготовленного леса на подвижной состав лесовозного транспорта в
условиях лесосеки, базой погрузчиков являются гусеничные и колесные
тракторы. В настоящее время выпускаются челюстные погрузчики в основном
трех марок: ПЛ-1А, ПЛ-2 и ПЛ-3 (на базе тракторов ТДТ-55А, ТТ-4 и
Т-130Г-1), ЛТ-65 (на базе трактора ТТ-4) и ЛТ-73 (на базе трактора
Т-130Г-1). Рабочие органы с грузом и без него поворачиваются в одной
вертикальной плоскости над базовой машиной на угол до я рад (180°).
Высокая продольная устойчивость погрузчиков позволяет им работать в
значительных уклонах и выполнять погрузку без разворота самой машины.
Для удобства эксплуатации однотипных тракторов следует применять в одном
предприятии (или группе предприятий) или даже регионе одну базовую-
машину как для трелевки леса, так и для погрузки.
Погрузчики перекидного типа имеют одну общую конструктивную основу
навесного технологического оборудования и отличаются друг от друга
некоторыми конструктивными исполнениями отдельных узлов.
Погрузчик ПЛ-1А (рис. IV. 19,а) состоит из базового трелевочного
трактора 1 (ТДТ-55А), с которого сняты погрузочный щит и лебедка. На
специальной раме 2 шарнирно закреплена стрела 3 с верхней неподвижной
челюстью 8, нижней поворотной челюстью 6 с механизмом ее поворота 7,
механизмом Поворота стрелы, состоящим из двух главных силовых
гидравлических цилиндров 12 и одного среднего вспомогательного
гидроцилиндра 13. Нижняя челюсть поворачивается при помощи силового
гидроцилиндра 5. Для увеличения продольной устойчивости трактора
натяжные колеса гусениц заменены опорными катками 4. Механизм поворота
11 стрелы и трансмиссия трактора сверху закрыты кожухом 14, а крыша
кабины— стальным листом 9 с защитными козырьками фар 10.
Рама является базой для размещения технологического навесного
оборудования и представляет собой сварную конструкцию прямоугольной
формы. К раме приварены нижние корпусы разъемных подшипников для
установки в них вала стрелы. В задней части рамы имеются проушины для
установки главных силовых гидроцилиндров стрелы и вспомогательного
силового цилиндра.
Рис. IV.19. Челюстной по грузчик ПЛ-1А:
а — общий вид; б — гидравлическая схема
Стрела изготовлена из двух продольных фигурных
балок, соединенных полым валом. Вал установлен в подшипниках на раме
трактора. На валу имеются рычаги для соединения стрелы со штоками
главных силовых гидроцилиндров подъема и опускания стрелы, а также
проушины для соединения со штоком вспомогательного цилиндра и места для
установки кулачка управления переключения двухпозиционного реверсивного
гидрораспределителя. В передней части стрелы на продольных балках
закреплены гидроцилиндры механизма поворота нижней челюсти, штоки
которых соединены роликовой цепью с поворотной звездочкой. Звездочки
насажены на шлицевой вал с фланцами для болтового крепления с фланцами
вала нижней челюсти захвата. Вал свободно вращается в подшипниках
скольжения, втулки которых запрессованы в корпусы, в свою
очередь вваренные в боковые листы головки стрелы. Поворот стрелы из
крайнего переднего положения до вертикального осуществляется двумя
главными силовыми гидроцилиндрами. Через вертикальное положение стрела
переводится вспомогательным гидроцилиндром. В этот момент кулачок
управления, закрепленный на валу, переключает золотник
гидрораспределителя на подачу жидкости в поршневую полость главных
силовых гидроцилиндров, поршни в которых начинают двигаться в обратном
направлении и стрела поворачивается в заднее крайнее положение. В
переднее крайнее положение стрела поворачивается в обратном порядке.
Рис. IV.20. Схемы челюстных погрузчиков ПЛ-2 и
ПЛ-3:
а — кинематическая схема рабочих органов: 1 — коромысло; 2 —
гидроцилиндры коромысла; 3 — гидроцилиндры поворота нижней челюсти; 4 —
гидроцилиндры подъема и опускания стрелы; 5 — нижняя челюсть; 6 —
верхняя неподвижная челюсть; 7—стрела; б — гидравлическая схема
На рис. IV. 19, б приведена гидравлическая схема погрузчика ПЛ-1А,
обеспечивающая работу всех гидроцилиндров на всех режимах. Масло из бака
1 насосом 3 подается под давлением id. МПа к двум трехпозиционным
гидрораспределителям 5, работающим параллельно. Давление масла в
магистрали заменяют манометром 4. При заборе погрузчиком пачки хлыстов
или деревьев включаются первые секции распределителей. По магистрали б
масло поступает в штоковую полость гидроцилиндров захвата 8 и шток,
втягиваясь в цилиндр, перемещает цепь; которая в свою очередь
поворачивает звездочку вместе с валом и нижние челюсти. После захвата
пачки оператор при помощи рычагов управления ставит золотники секции
распределителя в нейтральное положение. При подъеме (опускании) стрелы с
грузом оператор должен включить две секции гидрораспределителей. В этом
случае масло по магистрали в через реверсивный золотник 7, по магистрали
г через дроссель 10 поступит в штоковую полость силовых гидроцилиндров
11 подъема стрелы. Одновременно по магистрали а масло поступает в
штоковую полость вспомогательного гидроцилиндра 12 и стрела начинает
подниматься и поворачиваться. При повороте стрелы на угол 101° (верхнее
положение), когда силовые гидроцилиндры 11 полностью выбрали свой ход и
попали в мертвую зону — зону нулевого плеча, при помощи кулачка
управления 9 переключается реверсивный золотник 7 и масляный поток из
магистрали в направляется в магистраль е и далее в поршневую полость
силовых гидроцилиндров 11 подъема и опускания стрелы. Вспомогательный
гидроцилиндр 12 в это же время, продолжая свою работу, выводит силовые
гидроцилиндры 11 из мертвой зоны и происходит опускание пачки. Масло из
гидроцилиндров 11 сливается по магистрали г через дроссели 10, с помощью
которых уменьшается скорость движение стрелы с пачкой на спуске.
Полный угол подъема и опускания стрелы равен 199°, поэтому
вспомогательный гидроцилиндр 12, работающий без переключения полостей,
последние 26°30' при опускании пачки 8 крайнее
положение работает с противодавлением. При переводе стрелы из крайнего
заднего положения в переднее достаточно рукоятку распределителя
установить в нижнее положение. При сливе масло фильтруется в фильтре 2.
При давления в гидросистеме свыше 14—15 МПа срабатывают перепускные
клапаны 6 и масло идет на слив в бак.
Погрузчик ПЛ-2 выпускают на базе трактора ТТ-4. В трансмиссии трактора
ТТ-4 введена промежуточная опора, на которой установлен первичный вал
раздаточной коробки (лебедка трактора снята); привод к заднему мосту от
двигателя осуществляется при помощи первого короткого карданного вала,
промежуточного вала и второго карданного вала, соединяющего второй конец
промежуточного вала с первичным валом коробки передач. Для увеличения
продольной устойчивости погрузчика колебание балансира опорных катков
передней каретки трактора ограничивается установкой специальной тяги,
связывающей правый конец балансира с рамой трактора.