СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛГОДОНСКЕ

  Главная      Учебники - Педагогика     Педагогика. Вопросы и ответы

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛГОДОНСКЕ

 

 

НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ИНФОРМАТИКИ, БИЗНЕСА И ДИЗАЙНА № 105

 


В связи с открытием и функционированием различных инновационных учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей, инновационных школ и т.д.) возникла необходимость выявления критериев перехода традиционных учебных заведений на новые формы обучения с изменением статуса этих учебных заведений. Этим и определяется актуальность проводимого исследования.
Цель и задачи проводимого исследования сводятся к разработке и обоснованию критериев перехода образовательных учреждений на новые формы обучения в новых типах образовательных учреждений.
К новым видам организации учебного процесса и новым типам общеобразовательных учреждений можно отнести:
а) создание в рамках традиционных средних общеобразовательных школ гимназических классов, классов различного уровня обучения, коррекционно-развивающих классов;
б) создание в рамках традиционных общеобразовательных средних школ классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классов;
в) открытие школ-гимназий как экспериментальных площадок;
г) создание авторских школ;
д) открытие гимназий, лицеев;
е) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей;
ж) создание центров непрерывного обучения.
Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.
Под понятием «критерий» мы обозначим ряд требований к условиям, которые необходимо учитывать при переходе традиционного образовательного учреждения в новый статус или открытия учебного заведения нового типа.
Рассмотрим педагогический процесс в учреждении среднего профессионального образования нового типа Лицея им. Самарского № 105.
Существовавшая ранее в нашей стране практика взаимоотношений прочно закрепила за школой, сотрудничающей с вузом, определение "подшефной". Это в известной мере дискриминировало средние учебные заведения. Общеобразовательная школа оказывалась в роли просителя, а вуз - благотворителя. Российский государственный гуманитарный университет предложил совершенно новый уровень сотрудничества. Оно основывалось на равноправных партнерских отношениях между средней и высшей школой, направленных на реализацию модели лицейского образования. Заявленный эксперимент первоначально вызвал некоторую настороженность и поэтому не мог рассчитывать на повсеместную поддержку. Он нашел отклик лишь у нескольких общеобразовательных школ, и на их базе были созданы первые лицейские классы. Опыт их работы скоро привлек внимание и других школ к новым подходам в образовании, предполагающим тесное сотрудничество высшей и средней школы.
Сегодня лицейские классы Лицея № 105 работают в шести Волгодонских школах. В лицее сейчас учатся около четырехсот школьников девятых - одиннадцатых классов. Обучение ведется по двухгодичной (10-11 классы) и четырехгодичной модели (8-11 классы).
Круг партнеров не ограничивается городом. Лицейское образование доступно и жителям Ростовской области.
Таким образом, Лицей сегодня - неотъемлемое звено единой цепи среднего профессионального образования, которое позволяет использовать традиции российского образования, новые технологии и научно-методический потенциал высшей школы.
Цель: развитие образовательно-воспитательной гуманистической системы Лицея.
Задачи:
способствовать дальнейшему утверждению в индивидуальном и массовом сознании лицеистов, их родителей и педагогов новых целей, ценностей и жизненных смыслов, норм и принципов гуманистического мировоззрения;
освоение и внедрение в практику образовательной деятельности положений личностно-ориентированного подхода как эффективного условия для развития индивидуальных способностей и личностно-значимых качеств лицеистов;
развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе интеграции дидактической и воспитательной подсистем;
диагностика и регулирование межличностных отношений лицеистов, воспитание у них коммуникативной культуры и социальной компетентности;
формирование и развитие профессионально-значимых качеств будущего педагога в системе профессионального самоопределения на этапе довузовского образования;
освоение и обогащение природной, культурной и социальной среды посредством включения в активную преобразующую деятельность.
В соответствии с этими задачами основными содержательными компонентами процесса социализации определены:
1. Функционирование Лицея как гуманистической, личностно-ориентированной системы;
2. среднее профессиональное образование, дифференциация по направлениям и профилям в соответствии с избранной учащимся специальностью;
3. Формирование межличностных отношений по горизонтали ("ученик -ученик") и по вертикали ("учитель - ученик");
4. Взаимодействие с различными видами социальной среды, совершенствование окружающей реальности (по крайней мере, влияние на ее улучшение) и, как следствие, позитивное самоизменение личности лицеиста.
Монопрофильный лицей более 20 лет готовит:
Портных
Закройщиков
Конструкторов-модельеров
Мастеров производственного обучения
Лицей располагает необходимой материально - технической базой для организации учебного процесса, внеклассной и спортивно - массовой работы.
Шагать в ногу со временем, выжить в современных условиях помогает производственная база, соответствующая требованиям педагогического процесса. 11 учебно-производственных мастерских позволяют всем учащимся успешно освоить профессию.
Лицей работает по принципу ученического ателье: обучение ведется на выпуске сложной продукции и к окончанию лицея учащиеся осваивают пошив всех видов одежды.
О качестве профессиональной подготовки говорит то, что учащиеся лицея постоянно занимают призовые места в областном конкурсе профессионального мастерства, среди выпускников лицея призеры зональных и российских конкурсов.
Задача лицея не только дать хорошее образование, но и cпособствовать максимальному развитию личности через систему дополнительного образования которая носит профессиональную направленность.
1Лозунгом лицея № 105, наиболее полно отражающим основополагающие принципы его существования, стали слова "Вековые традиции - современные технологии". Для Лицея этот девиз имеет особое значение. Само название - лицей - напоминает о двухсотлетней традиции классического образования в России. Недаром один из самых торжественных и почитаемых - ежегодный праздник День Лицея проводится 19 октября, в день пушкинского лицея. В соответствии с традициями царскосельской школы главными идеями лицея стали фундаментальность знаний, атмосфера творчества и уважение к достоинству личности.
В толковых словарях рядом со словом "лицей" стоят слова "привилегированное учебное заведение". Элитарность для нас - это высокий уровень знаний и особая среда обучения.
Работа с лицеистами основана на принципах, которые лежат в основе работы Университета.
Прежде всего, Лицей № 105 известен как учреждение , дающее среднее профессиональное образование. Лицей изначально следовал этой традиции. Уровень преподавания, объем программы, количество академических часов, затрачиваемых на изучение русской и зарубежной истории, литературы, иностранных языков, правоведения в специализированных классах, соответствуют самым высоким стандартам. Специалисты, которые имеют широкое научное признание, читают лицеистам спецкурсы по темам своих исследований. Современное образование в Лицее - это междисциплинарное образование. Взаимодействие учебных дисциплин будет развиваться в будущем не только в науке, но и в учебном процессе.
Демократизация учебного процесса: открытость и подвижность учебных планов, альтернативность учебных программ - яркая особенность Лицея. Преподаватели, безусловно, выполняют все необходимые федеральные и региональные программы и стандарты. Эти стандарты обязательны для всех учителей. Но каждый из опытных лекторов имеет свою авторскую методику, свой подход, который и применяет на своих уроках.
Открытость учебного плана, в частности, проявляется в том, что каждый учебный год приносит свои новшества. Например, с 1993 года преподается юриспруденция, с 1995 года - этикет и дизайн.
Адаптация лучших достижений российской и зарубежной высшей и средней школы - еще одни принцип Лицея. В методическом классе ученики работают с книгой, написанной сто лет назад, и CD-диском, несколько месяцев назад выпущенном в свет в Лондоне. Британика так же активно используется старшеклассниками, как и энциклопедия Брокгауза. Конечно, это только отдельные примеры, но они демонстрируют наше стремление к высокому качеству обучения.
Индивидуализация обучения была сравнительно легко достигнута в Лицее. Прежде всего, каждый преподаватель, как правило, ведет занятия только в одном классе. Кроме того, спецкурсы, творческие лаборатории, факультативы проводятся в небольших группах.
В Лицее нет "зубрежки". Она бессмысленна в современном мире, переживающем информационный взрыв. Важно обучить навыкам самостоятельного поиска информации, её аналитического освоения . На это направлена вся система обучения - от задания самостоятельно (но с поддержкой учителя) подобрать материал для доклада на экскурсии и до поручения составить комментарий к экономической ситуации.
Обучение в лицее ведется по современным учебным планам и программам, которые предусматривают выполнение обязательного минимума содержания образования по предметам базового цикла. Вариативная часть учебного плана постоянно совершенствуется в целях достижения высокого уровня образовательной подготовки лицеистов.
Обучение в лицее ведётся по современным учебно-методическим пособиям, часть из которых разработана педагогами лицея.
Лицей занимает благоустроенное помещение. Все классные комнаты оборудованы современными техническими средствами и новой учебной мебелью. Имеются поточные аудитории для чтения лекций и кабинеты (информатики, информационных технологий), оснащенные новейшим оборудованием.
В старших классах преподавание ведётся по системе, приближенной к вузовской: лекционно-семинарские занятия, зачеты, предметный рейтинг и др.
Занятия в лицее проводятся с использованием новых информационных технологий. Каждый третий педагог лицея имеет навыки работы с компьютером, активно использует компьютерную технику в учебном процессе. На один компьютер в лицее приходится в среднем 19 учащихся. Помимо общеобразовательной подготовки по информатике, лицеисты имеют возможность посещать дополнительные занятия, а также принимать участие в подготовке мультимедийных презентаций для уроков и внеклассных мероприятий.
Организация учебного процесса в лицее предусматривает обязательный систематический контроль знаний и умений. Работая под девизом "Каждое занятие - оценка", педагоги регулярно используют письменные и устные формы контроля знаний лицеистов, в числе которых тестирование, срезы знаний, зачеты, итоговые рейтинги успеваемости учащихся. Ежемесячно проводится итоговая аттестация учащихся с выставлением средней оценки успеваемости по профилирующим предметам, оценки за прилежание и прогноза успеваемости. Результаты ежемесячной аттестации оформляются в журнале, доступном для учащихся и их родителей.
Особое внимание в лицее уделяется здоровью и физическому развитию учащихся, что обеспечивается:
- увеличением количества спортивных секций;
- занятиями физкультурой в трех спортивных залах университета;
- валеологическим мониторингом, в том числе и компьютерным.
Большой популярностью в лицее пользуются занятия в различных физкультурно-оздоровительных секциях: настольного тенниса, волейбола, футбола, дартса, аэробики.
В лицее пропагандируется здоровый образ жизни как в процессе преподавания различных предметов, так и во внеурочное время. Учебно-воспитательный процесс в лицее обеспечен психологической поддержкой и медицинской службой.
В качестве фактора "обратной связи" для корректирования образовательного процесса в лицее используется анкетирование учащихся с целью выяснения их отношения к качеству преподавания предметов и спецкурсов, а также работе преподавателей и администрации лицея.
Проведенное исследование установило, что диверсификация содержания профессиональных образовательных программ строится на следующих условиях:
5. фундаментализации, которая обеспечит формирование и усиление базисных компонентов профессионального образования;
6. преемственности и интеграции, обеспечивающие построение образовательной цепочки с учетом ранее полученных знаний;
7. завершенности и полноты, которые обеспечивают освоение образовательной программы соответствующего уровня и содержания;
8. доступности, способствующей выбору профессиональной образовательной программы соответственно потребностям, возможностям и способностям личности;
9. открытости и мобильности, дающих возможность личности повышать свой образовательный и профессиональный уровень, выбирая свой путь в образовательном пространстве;
10. уровневости, ступенчатости, многообразия функций и профилей, способствующие как отдельной личности, так и образовательному учреждению сформировать свою индивидуальную образовательную систему.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..