Ценности в российском обществе. Нравственное
воспитание
Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать
ценности общества в современном мире.
Положение ценностей в России в начале XXI века:
Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп
ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура
и образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство,
идеология, политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном
состоянии общества в этом аспекте.
Так, ценность жизни , казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако
если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к
этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не
соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан,
ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост
смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека
не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности
жизни.
Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с
семьёй, сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью
человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания
семьи. К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян
вносит поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная
семья. Как и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно
свободной. Фактически все более распространяется и проституция.
Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается
реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы,
получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его
мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на
продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы.
Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы
обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и
входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.
Что касается свободы , нельзя не согласиться с изречением П.Н.
Столыпина: «Бедность – худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к
категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или
даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).
Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического
процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной
работы школы.
По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и
учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в
дружбе, надёжность, образование.
Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям:
карьере, собственности, общительности, возможности развития и
способности к самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и
собственность малозначимы. Для учителей более значимы ценности
гуманистической направленности: сострадание, доброта, уважительное
отношение к окружающим, вежливость, природа, Земля, мир. Наименее
популярными оказались христианские ценности. Незначимыми сегодня
оказываются и гражданские ценности, такие как интернационализм,
политика, идеология, патриотизм. (22, с.30-31).
В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс
нравственного воспитания.