История среднего профессионального образования
России
В 2001 году система среднего профессионального образования России
отмечала свой 300-летний юбилей. Накопленный опыт обучения и воспитания
подрастающего поколения в разных типах профессиональных учебных
заведений содержит много поучительного и для современности.
Проблема исследования обусловлена тем, что без изучения истории среднего
профессионального образования как явления педагогического не могут быть
глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания,
пути совершенствования профессионального образования специалистов
среднего звена, важнейшим из которых является научное обеспечение
профессиональной подготовки.
Система среднего профессионального образования — социальный институт,
имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного
комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою
логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим
системам образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к
ослаблению социально-экономических основ развития общества. В качестве
составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного
образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические,
образовательные, научно-технические, личностно-профессиональные,
воспитательные, интегративные функции.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно
доступного и массового профессионального образования, направленного на
подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и
культурного уровня личности. Это обусловливает необходимость сохранения
ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального
образования.
Ныне действующая система среднего профессионального образования смогла в
известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной
трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений,
стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые
образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.
Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к
рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, прежде
всего, среднего образования, не в должной степени отвечает его
потребностям. Система подготовки работников на производстве оказалась
практически разрушенной.
Структурные изменения в системах начального и среднего профессионального
образования, также как и структурные изменения в экономике,
осуществлялись в нашей стране достаточно редко. Новые работодатели ищут
рабочую силу, соответствующую их непосредственным потребностям. Система
среднего профессионального обучения столкнулась с огромными трудностями
процесса адаптации к новым требованиям экономики.
Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы,
наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на
профессионализм и опытность работника, хотя самым существенным образом и
осложнили положение выпускников средней профессиональной школы на рынке
труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению среднего
профессионального образования. Социологические опросы показывают, что
наряду с нежеланием многих выпускников работать по полученной
специальности (прежде всего, в связи с низким уровнем оплаты труда на
имеющихся вакантных рабочих местах), знания, полученные в учебных
заведениях, они рассматривают как необходимые для своего трудоустройства
и работы[1] .
Актуальность исследования обусловлена тем, чтопереход России на рыночные
отношения поставил перед системой профессионального образования новые
цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы
профессионального образования.
Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух
взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей
образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и
условий ее развития в дальнейшем. Новая система среднего
профессионального образования предполагает развитие и становление
личности человека как профессионала в течение всей жизни.
Система среднего профессионального образования, пройдя большой
исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и
культурно-технического уровня, всестороннего совершенствования
российского образа жизни, одним из путей осуществления социальной
политики государства на современном этапе.
Таким образом, среднее профессиональное образование не только
обеспечивает получение специальности, но и создает условия для
дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего
звена для развития экономики, повышения технологической культуры
производства, обеспечения административно-технической поддержки
процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического,
информационного и социального сервиса.
Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является
подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда,
обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими
умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных
до лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная
педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск
и реализация оптимальных путей развития личности, способной к
самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной
социальной, трудовой жизни.
Среднее профессиональное образование насчитывает 2678 государственных и
муниципальных образовательных учреждений с контингентом обучаемых в
количестве около 2300 тыс. человек. Негосударственный сектор включает в
себя 150 колледжей, в которых обучается более 25 тыс. студентов[2] .
Происходит изменение структуры подготовки. Если ранее действовала
тенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в
последние годы прием на технические специальности увеличился на 37%[3] .
За последние три года в Классификатор специальностей среднего
профессионального образования введено более 20 новых специальностей.
Осуществлено обновление содержания среднего профессионального
образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию,
развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение
профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности
специалистов. Разработан и введен в действие Государственный
образовательный стандарт среднего профессионального образования в части
государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальностям.
Сегодня формируется особый интегративный тип работника — субъект
социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и
индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая
сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности,
профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения
среднего профессионального образования, в первую очередь для молодежи.
В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность интересов
государства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый
характер их взаимоотношений.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение
исторического анализа развития системы среднего профессионального
образования с конца XIX века по сегодняшний день.
Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, можно
выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы среднего профессионального образования
в России;
- анализ современного состояния системы среднего профессионального
образования;
- выделить проблемы и перспективы развития системы среднего
профессионального образования в России.
- в процессе развития системы среднего профессионального образования
исследовать изменение функций данного социального института (на примере
Лицея № 105 г. Волгодонска Ростовской области) .
Объектом исследования является история развития системы среднего
профессионального образования Российской Федерации.
Предметом исследования влияние развития среднего профессионального
образования на совершенствование научной подготовки выпускников
средне-профессиональных учебных учреждений.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме развития системы
среднего профессионального образования в России.
Теоретико - методологической базой выпускной квалификационной работы
явились концептуальные разработки отечественных ученых в области
педагогики, социологии и экономики, занимающихся проблемой истории
развития и совершенствования системы среднего профессионального
образования в России. Среди большого количества работ на данную тему
можно выделить несколько в большей степени связанные с исследуемой
проблемой, и в частности, работы Б.С. Гершунского, Н.В. Нечаева, Э.М.
Паничевой, Г.М. Романцева, А.Я. Савельева, А.П. Чернышева и др.
Эмпирической базой исследования явились результаты статистические
данные, официальные документы учреждений среднего профессионального
образования города Волгодонска Ростовской области. Для сравнительного
анализа использовались так же фактологические данные, приведенные в
научной и публицистической литературе отечественных авторов.
В заключении работы, на основании результатов анализа и оценки выделены
предложения по осуществлению мер, направленных на совершенствование
функционирования и развития системы среднего профессионального
образования.
Практическое использование результатов. Результаты
научно-исследовательской работы по теме могут составить информационную и
основу для проведения факультативных занятий по педагогическим
дисциплинам.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.