В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или
иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества,
подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в
каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций
которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и
деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют
правовые нормы и различные постановления государственных органов,
производственно-административные правила на предприятиях и в
учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и,
наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные
правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной
стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы
и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет
юридическую или административную ответственность. Иное дело
нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её
сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их
соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их
нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно
средство воздействия на него – силу общественного мнения; упрёки,
моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные
действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Таким
образом соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении,
а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих
норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных
требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром.
Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется
как нравственное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с
моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что
одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль
здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.
Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой
общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи,
привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно
заметили, что нравственность личности не может основываться только на её
моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда
соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных
способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных
требований общества в конечном итоге зависит от самой личности,
поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального
прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает
нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической
действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с
давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает
решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является
главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной
деятельности. (20, с.340-342).
Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать
деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации
нравственного воспитания (формы и методы).