Перспективы развития системы среднего
профессионального образования в России
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего
звена для развития экономики, повышения технологической культуры
производства, обеспечения административно-технической поддержки
процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического,
информационного и социального сервиса.
Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два
основных процесса: децентрализации и централизации образования.
Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация
образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям
профессионального образования.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно
доступного и массового профессионального образования, направленного на
подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и
культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях
обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это
обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в
финансировании среднего профессионального образования.
Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием
направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и
регионального рынка труда. Профильная структура среднего
профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень,
должна включать в основном подготовку кадров по целевым федеральным
программам для наукоемких и высокотехнологичных производств, для
обеспечения федеральных систем инфраструктуры, систем контроля качества
продукции, подготовку кадров в области искусства.
С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и
потребностей рынков труда различных уровней часть средних специальных
учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и
соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности
регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования
целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств,
имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с
бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие
многоканального финансирования, в том числе в форме соучредительства
образовательных учреждений СПО.
Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних
проффесиональных учебных заведений с образовательными учреждениями
других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних
специальных учебных заведений с учреждениями начального
профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых
образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов
среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по
широкому спектру специальностей и профессий.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных
заведений с высшей школой, их включение в состав университетских
комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса
юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика
создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений,
что позволит сделать высшее образование более доступным в
территориальном аспекте.
В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами
развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности
в специалистах среднего звена для развития наукоемких и
высокотехнологичных производств, обеспечения административно-технической
поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры,
технического, информационного и социального сервиса. Средняя
профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового
профессионального образования, призванного стать в перспективе
обязательным минимумом профессионального образования молодежи.
Совершенствование структуры сети среднего профессионального образования
будет осуществляться по следующим направлениям:
Основным направлением будет развитие средних специальных учебных
заведений как самостоятельных образовательных учреждений. При этом
предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений за счет
горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от
общей численности учебных заведений). Данное направление актуально
прежде всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет
вузов и где эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и
обеспечивают территориальную доступность образования.
Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных
заведений с учреждениями начального профессионального образования и
создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений,
осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных
рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей
и профессий (25 % от общей численности учебных заведений). Это
направление может сочетаться с формированием многопрофильных колледжей.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных
заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских
комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). Найдет свое
продолжение практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что
позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном
аспекте.
С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и
потребностей федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних
специальных учебных заведений должно находиться в федеральной
собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), 40-55
% - в собственности регионов.
Таким образом, мы рассматриваем развитие среднего профессионального
образования в трех направлениях:
1. глобальные тенденции развития образования;
2. основные направления реформирования российского профессионального
образования;
3. тенденции развития, специфичные для начального или среднего
профессионального образования.
1. Среди глобальных тенденцийразвития образования можно выделить
следующие:
1. интернационализация и интеграция образования как основные тенденции
формирования единого мирового образовательного пространства (МОП);
2. информатизация и экологизация образования , сопровождающие переход
стран к постиндустриальному обществу;
3. культурологизация образования как тенденция, связанная с
перспективным развитием общества, которое направлено на преодоление
общепланетарного кризиса и связывается с концепцией устойчивого
гуманистического развития.
Для успеха социально-экономического реформирования России, как никогда
ранее, необходимы усилия по активному включению страны в международные
связи в сфере образования, в процесс формирования единого мирового
образовательного пространства. Фундаментальной прагматической основой
вхождения России в МОП является богатейший арсенал отечественной
педагогической теории, многовековые тенденции развития гуманистической
модели воспитания.
Активному сближению образовательных систем способствуют
современныереформистские тенденциив образовании. Одна из глобальных
тенденций - движение в сторону совершенствования массового, а не
элитарного образования. Речь идет о переходе от образования элиты к
высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно
качественное массовое образование может стать фундаментом нового
мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более
взаимозависимого мира.
Другая тенденция - существенное усиление в мировом образовании
гуманитарной составляющей. Всестороннюю гуманитаризациюможно определить
как стратегическую линию развития мирового образования и усиления его
интеграции.
В непосредственной связи с гуманизацией образования находится тенденция
демократизации, появляющаяся в практических шагах по созданию равных
интересов для всех и получении качественного образования, в его растущей
дифференциации и индивидуализации как одном из способов удовлетворения
разнообразных интересов и склонностей.
Исходя из системообразующей тенденции в образовании, связанной с
интернационализацией общественной жизни, можно говорить о глобальных
составляющих функциональной грамотности, формирование которых вызвано
переходом к постиндустриальному обществу.
Другим феноменом постиндустриального общества является стремление к
признанию приоритета интересов личности.
На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера,
связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это
происходит в условиях ухудшения мировой экологической ситуации,
характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных масштабов,
затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления
усилиями всего человечества.
Отсюда важнейшей составной частью функциональной грамотности в
глобальном масштабе становится экологическая грамотность, направленная
на выживание человека в современных условиях. Естественно, ее содержание
связано с состоянием развития конкретной страны.
Экологическая культура рассматривается Б.Т.Лихачевым как главный
системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке
подлинной интеллигентности и цивилизованности.
В то же время, по мнению А.М. Буровского, никакие проекты экологического
образования не могут изменить культуру современного общества. Он
считает, что на это направлено, так называемое, ноосферное образование,
цель которого - сформировать такое понимание мира и человека, в котором
человек и мир существуют нераздельно.
Отсюда, с понятием "ноосферы" связывается следующая тенденция,
нацеленная на перспективное развитие общества - культурологизация
образования.
2. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается
распространением в последние два десятилетия рыночной экономики -
экономики, ориентированной на потребителя.
Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два
основных процесса: децентрализации и централизации образования.
Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация
образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям
профессионального образования.
А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского
профессионального образования как целостной системы, имея в виду четыре
основных субъекта, на которые направлены цели профессионального
образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.
Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и
ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное
образование человека.
3. И наконец, специфичное развитие базового профессионального
образования должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере
труда и видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за
рубежом.
Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:
3. сохранение традиционных функций и структур среднего профессионального
образования;
4. перспективное развитие и среднего профессионального образования,
связанное с внедрением нового.
Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции:
· социальной защиты (получение бесплатного среднего профессионального
образования детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация
принципа равных возможностей);
· обеспечение производства квалифицированными работниками и
специалистами с традиционными направлениями деятельности.
Перспективное же развитие системы среднего профессионального образования
связывается с переменами в образовании и определяется, в первую очередь,
развитием (обновлением) ее структуры.
Так, Международная комиссия ЮНЕСКО видела решение этой проблемы в новом
типе образовательного учреждения, проводящем работу по обновлению
образования с целью его постоянного реформирования - в центрах по
инновациям.
Отсюда, развитие среднего профессионального образования связывается с
возникновением и развитием новых типов образовательных учреждений -
многоуровневых многоступенчатых многопрофильных: профессиональных лицеев
и колледжей как инновационных образовательных учреждений, реализующих в
значительной мере основные направления реформирования профессионального
образования.
Во-вторых, перспективы развития среднего профессионального образования
определяются реализацией в образовательных учреждениях новых требований,
предъявляемых к квалифицированному работнику и специалисту в
изменяющихся социально-экономических условиях.
Современного работника должны отличать: компетентность;
самостоятельность; ответственность и мобильность; системное и
аналитическое мышление; информационная, правовая и экологическая
культура; предпринимательская и творческая активность; готовность к
постоянному обновлению знаний.
Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции
придается развитию надпрофессиональных качеств личности выпускника
среднего профессионального образовательного учреждения.
Ориентация на личность обучающегося определяет следующие
организационно-педагогические условия развития среднего
профессионального образования:
· Мониторинг и прогнозирование изменений в
профессионально-квалификационной структуре региона, в содержании
образования, востребованности профессий/специальностей.
· Опытная подготовка по новым профессиям/специальностям.
· Реализация личностной ориентации в образовании, создание условий для
самоопределения, саморазвития личности обучающего
· Воспитание как средство формирования социально-устойчивой личности
учащегося/студента.
· Создание в образовательном учреждении системы, обеспечивающей высокое
качество образования.
· Развитие психолого-педагогического сопровождения учащихся/студентов и
их социальной поддержки.
Развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся как основы
для их мотивации к дальнейшему образованию.