Заключение. Развитие системы профессионального
образования в России
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой
профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в
глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти
преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных
процессов: совершенствование существующей образовательной системы и
формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на
основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со
структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства.
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего
звена для развития экономики, повышения технологической культуры
производства, обеспечения административно-технической поддержки
процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического,
информационного и социального сервиса.
В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о
необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем
контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной
сферы в новых условиях.
Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация и
ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов
организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с
формирующимся рыночным окружением.
В стране стали складываться новые социально-экономические отношения,
которые повлияли на формирование содержания среднего профессионального
образования. Оно стало развиваться путем количественных — появление
новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и
качественных изменений — гуманитаризации содержания обучения. Эти
процессы легли в основу развития содержательного компонента
диверсифицированной педагогической системы среднего профессионального
образования.
Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести
диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений
среднего профессионального образования по признаку уровней и количества
реализации профессиональных образовательных программ:
· одноуровневые профессиональные образовательные учреждения -
традиционные ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы
начального и среднего профессионального образования и относящиеся по
своей принадлежности к этому уровню;
· двухуровневые профессиональные образовательные учреждения -
профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной
подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным
программам повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня
соответственно начального или среднего профессионального образования;
· многоуровневые профессиональные образовательные учреждения,
реализующие широкий спектр профессиональных разноуровневых
образовательных программ. Такие учебные заведения относятся к новому
типу и не будут отнесены к конкретному уровню профессионального
образования, а будут учреждениями непрерывного профессионального
образования.
Такая диверсификация образовательных учреждений обеспечивает реализацию
широкого спектра профессиональных образовательных программ по всему
профессиональному полю.
Отсюда, развитие среднего профессионального образования связывается с
возникновением и развитием новых типов образовательных учреждений -
многоуровневых многоступенчатых многопрофильных: профессиональных лицеев
и колледжей как инновационных образовательных учреждений, реализующих в
значительной мере основные направления реформирования профессионального
образования.
Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку
специалистов-практиков.
Среднее профессиональное образование производится более чем по 300
специальностям. За последние три года введено более 20 новых
специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых
информационных технологий.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего
профессионального образования создает необходимые условия для построения
иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого
и многопрофильного непрерывного профессионального образования,
адаптированной к уровням образования и квалификации, возможностям и
потребностям личности, особенностям профессиональных образовательных
учреждений и специфики региона, позволяющей личности самостоятельно
выбирать различные вектора направленности обучения и переподготовки по
всему профессиональному полю, а профессиональному образовательному
учреждению в современных экономических условиях сформировать свою
реальную образовательную систему.
К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних
профессиональных учреждений можно отнести:
а) открытие гимназий, лицеев;
б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ,
колледжей;
в) создание центров непрерывного обучения.
Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в
учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в
средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии,
факультативные занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются
вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия,
лабораторные работы и практикумы, тематические экскурсии); в
профессиональных лицеях, колледжах и ВПУ еще добавляется
производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.
С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и
потребностей рынков труда различных уровней часть средних
профессиональных учебных заведений должна находиться в федеральной
собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), а
часть в собственности регионов. С целью упорядочения распределения
бюджетного финансирования целесообразно сокращение количества
федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении средние
специальные учебные заведения. Наряду с бюджетным финансированием
необходимо предусмотреть развитие многоканального финансирования, в том
числе в форме соучредительства образовательных учреждений СПО.
Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних
профессиональных учебных заведений с образовательными учреждениями
других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних
профессиональных учебных заведений с учреждениями начального
профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых
образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов
среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по
широкому спектру специальностей и профессий.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних профессиональных учебных
заведений с высшей школой, их включение в состав университетских
комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса
юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика
создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений,
что позволит сделать высшее образование более доступным в
территориальном аспекте.