В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем
встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит
в постоянной смене ценностей общества.
Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания
относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в
педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым
встретилось наше общество в результате так называемых «реформ»,
оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и
молодёжь, не обладающих определенной культурой.(18, с.49). В обоснование
этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности,
особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в
достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и
то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение
нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей
под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической
неустроенности. (12, с.6-7).
Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно
необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему
нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не
большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не
согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех
выше должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З.
Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило,
забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело
этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в
совершенстве владеть законами нравственности. (16, с.11-12).
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью
всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании
наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при
недостатках другого характера (например, телесного или этического)
большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль
в нравственном воспитании отводят классному руководителю.
Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по
нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами
проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т.
Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А.
Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории
нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития
принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей,
видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем
нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков, И.Ф.
Харламов, М.Г. Яновская.).
И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической
основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо
для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В
педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации
нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и
вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная
разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его
содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным
образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и
формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания
нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах
говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии
процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил.
Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился
достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного
воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального
облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в
органической взаимосвязи. Но ведь на практике классные руководители не
занимаются воспитанием каждого из этих нравственных качеств в
отдельности. (19, с.3).
Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и
теоретические вопросы нравственного воспитания.
Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего
исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного
развития учащихся».
Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования – формы и методы организации нравственного
воспитания школьников 5-6 классов.
Цель работы – выявить условия эффективного формирования нравственности
школьников.
Гипотеза исследования – процесс нравственного воспитания будет
эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников,
если:
· Будут выделены принципы: целостность, последовательность,
систематичность и другие.
· Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы
упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической
теории.
2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного
воспитания.
3. Разработать этические воспитательные дела (классный час, беседу,
игру, обсуждение и другие), с использованием различных методов
организации нравственного воспитания.
4. Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и
учащихся в процессе нравственного воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были
использованы такие методы исследования: теоретические (изучение
состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и
синтез) и эмпирические (обобщение опыта).