КОММЕНТАРИИ

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

КОММЕНТАРИИ

(п.1). Положение о государственных морских лоцманах регулирует отношения между владельцем судна (в лице капитана) и портом (в лице лоцмана), возникающие при лоцманской проводке судов любого флага и ведомственной принадлежности.

В районах, представляющих определенные трудности для мореплавания по причинам навигационного характера, и в районах где установлен специальный режим плавания, проводка судов осуществляется лоцманами.

Лоцманская проводка в СССР является монополией государства, лоцманская служба — государственной службой, а лоцман — должностным лицом государства.

(пп. 2, 3, 4). Лоцманская служба в СССР юридически не самостоятельна— не может заключать договоры и нести имущественную ответственность, не имеет права предъявлять иски и быть ответчиком в суде и арбитраже.

Претензии, связанные с плохой лоцманской проводкой, могут быть предъявлены только порту (гидробазе), за счет средств которого содержится лоцманская служба.

(пп. 5—11). Для повышения лоцмана в классности и назначения на должность старшего лоцмана необходимо выдержать соответствующие испытания перед квалификационной комиссией, к которым допускаются только лоцманы, зарекомендовавшие себя безаварийной работой, имеющие определенный стаж работы в должности лоцмана, обладающие высокой квалификацией, соответствующим образованием и т. д. Старшие лоцманы и лоцманы I класса, как правило, осуществляют сложные лоцманские проводки.

За упущения по службе, аварийные случаи, случаи нарушения трудовой дисциплины и другие нарушения лоцман может быть понижен в классности и в должности.

(п. 14). Юридические акты (акты, устанавливающие права и обязанности сторон) обязательной и необязательной лоцманской проводки неодинаковы. При обязательной проводке — это двусторонний административный акт, при необязательной проводке — это волеизъявление капитана судна и административный акт со стороны порта.

Функции лоцмана не изменяются в зависимости от вида проводки. В обоих случаях лоцман — советчик капитана, призванный обеспечить безаварийную проводку судна и выполнить возложенные на него функции надзора.

(п. 15). При обязательной лоцманской проводке лоцман не вправе покинуть судно раньше, чем доведет его до места, указанного в Обязательном постановлении по порту, как места окончания обязательной проводки, даже если получил на это согласие капитана, а также в случаях, когда капитан отказался от услуг данного лоцмана либо когда лоцман отказался от дальнейшей проводки судна. В пределах района обязательной проводки лоцман может покинуть судно только в одном случае: если будет сменен другим лоцманом.

(п. 16). При необязательной проводке лоцман может с согласия капитана покинуть судно в любом месте; без согласия капитана лоцман не вправе оставить судно раньше, чем поставит его на -якорь, или ошвартует его в безопасном месте, или выведет в море, или будет сменен другим лоцманом.

Капитан судна вправе взять лоцмана в районе необязательной лоцманской проводки. Судовладелец не может отказаться от

возмещения расходов за лоцманскую проводку на том основании, что проводка была необязательна. К судам, которые могут быть освобождены от обязательной лоцманской проводки, относятся главным образом маломерные суда, проводка которых не связана с большим риском и может быть осуществлена без помощи лоцмана.

(п. 17). В Обязательном постановлении по порту обычно указываются обстоятельства, при которых лоцманская проводка судна не может быть осуществлена. Наряду с гидрометеорологическими обстоятельствами основанием для запрещения проводки могут быть специфические условия, при которых тот или иной район закрывается для плавания судов, например, на время проводки или буксировки объектов и крупнотоннажных судов, дноуглубительных работ, закрытия встречного движения судов и др.

Из-за погодных условий (спад воды, туман, ледовая обстановка) либо при нарушении навигационной обстановки, когда проводка судна небезопасна, лоцман вправе сам отказаться от проводки судна, указав капитану конкретные причины отказа. Если капитан, вопреки мнению лоцмана, все же потребует вести судно, лоцман обязан сообщить об этом капитану порта. Мнение капитана порта является в этом случае решающим.

(п. 18). Порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах объявляется в Обязательных постановлениях этих портов.

(п. 19). На морской порт возложена обязанность осуществлять ряд административных функций, в том числе и обеспечивать безопасность мореплавания. Иск о возмещении убытков за аварии, причиненные по вине государственных морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, может быть предъявлен только порту. Порт может, в свою очередь, потребовать от лоцмана возмещения понесенных портом убытков на основании трудового законодательства СССР.

В отличие от неограниченной по размеру ответственности государственных организаций за неправильные действия своих должностных лиц ответственность порта за вред, причиненный неправильными действиями лоцмана, ограничена и ни при каких обстоятельствах не может превышать размера аварийного фонда, образуемого из 10% отчислений от сумм лоцманского сбора, поступивших в предшествующем аварии календарном году.

Ответственность порт несет за аварии, причиненные по вине лоцмана, как при обязательной, так и при необязательной проводке и только в том случае, если лоцман находился при исполнении служебных обязанностей.

Ответственность порта за вред, причиненный лоцманом при исполнении им служебных обязанностей, выразившийся не в аварии судна, а в иных последствиях, основывается на общих правилах гражданского, административного или иного законодательства СССР и Кодексом торгового мореплавания не регулируется.

Основы гражданского законодательства установили презумпцию (предположение, признаваемое истинным, пока не доказано

обратное) вины в советском гражданском праве. Сущность ее (в отличие от уголовного права, где вина не предполагается, а должна быть доказана в каждом случае предъявления обвинения) состоит в том, что лицо, нарушившее обязательство или причинившее вред, предполагается виновным, пока оно не докажет, что вред причинен не по его вине.

Применительно к ответственности порта за лоцманскую проводку кодекс не предусматривает изъятия из этого общего принципа

и, следовательно, при ответственности за аварии, причиненные по вине морских лоцманов, вина лоцмана предполагается — презю-мируется. Однако практически лоцман может быть признан виновным только в том случае, если при проводке им не были учтены специфические особенности плавания в данном районе, которые хорошо должны быть известны лоцману и не известны капитану судна.

(п. 20). Цель организации лоцманской проводки состоит в том, чтобы обеспечить безопасность плавания судов в районах, представляющих трудности для мореплавания, и в местах, где установлен специальный режим плавания.

Главная обязанность лоцмана — обеспечить безаварийную проводку, постановку судна на якорь или бочку и съемку с них, швартовку и перешвартовку судов. Лоцманская проводка осуществляется на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов и между портами.

(п. 21). Лоцман, как государственное должностное лицо, обязан выполнять ряд функций по надзору за безопасностью мореплавания, и, в частности, систематически производить контрольные промеры глубин в портовых водах и в местах фарватеров, подверженных заносам.

(п. 22). В обязательных постановлениях по морским портам указывается время работы лоцманов и условия, при которых лоцманская проводка не производится (ледовые и штормовые условия, спад воды и т. п.).

(п. 23). Одной из важных функций лоцмана является контроль за состоянием и положением навигационного ограждения. Лоцман обязан извещать капитана порта (портнадзор) о всех замеченных изменениях в состоянии ограждения фарватеров, о неисправностях огней и береговых портовых навигационных знаков. Лоцман обязан сообщить капитану порта о случаях и происшествиях, имевших место при лоцманской проводке, а также об аварийных случаях с судами, встретившимися на пути.

(п. 24). Как государственное должностное лицо лоцман обязан следить, чтобы капитаны проводимых судов строго соблюдали правила по предупреждению загрязнения моря нефтепродуктами и санитарные правила. В частности, при плавании судна в портовых водах и на фарватерах запрещается выкачка балласта, выбрасывание мусора за борт и др.

(25). Лоцман, как государственное должностное лицо, обязан строго выполнять и требовать от капитанов судов выполнения законоположений и правил по охране государственной границы СССР, следить за тем, чтобы не фотографировалась местность, не измерялись глубины и соблюдались требования обязательных постановлений по портам.

(26). Лоцман обязан указать капитану судна на случаи нарушения правил плавания, обязательных постановлений и других специальных для данного района правил и потребовать устранения допущенных нарушений. В случае невыполнения капитаном его законных требований, лоцман обязан немедленно сообщить об этом в портнадзор (гидробазу) или капитану порта.

(п. 27). Ничто не должно отвлекать лоцмана от его прямых обязанностей, а также от соблюдения правил по охране государственной границы, таможенных правил и т. п.

(п. 28). В случае аварии судна или несчастного случая с людьми лоцман обязан использовать свой опыт, квалификацию и знание местных условий и принять все возможные меры для оказания помощи аварийному судну и людям. При этом лоцман должен помнить, что капитан является полновластным распорядителем на судне. Капитану подчинен экипаж и все лица, находящиеся на судне, в том числе и лоцман.

(п. 29). Взаимоотношения капитана и лоцмана при осуществлении лоцманской проводки имеют первостепенное значение для обеспечения безопасности проводимого судна и безопасности других судов, находящихся в районе проводки, а также сохранности портовых и канальных гидросооружений и навигационного оборудования.

Порядок вызова лоцмана, время и место встречи устанавливаются обязательными постановлениями по порту. Лоцман вызывается путем подачи заявки по радио, телефону, радиотелефону, письменно либо средствами визуальной сигнализации. При вызове лоцмана сообщается название судна, длина его и осадка, маршрут лоцманской проводки и время прибытия судна в точку приема лоцмана.

С момента вызова лоцмана между капитаном судна и портом возникают правоотношения, связанные с осуществлением лоцманской проводки. Если заявка на лоцмана подана в предписанные сроки, лоцман должен прибыть на судно точно к указанному в заявке времени. Случаи, когда лоцман не может быть направлен на судно, могут быть вызваны причинами стихийного характера (шторм, туман и др.), отсутствием свободных лоцманов в порту и т. д.

(п. 30). В случаях задержки судна, либо в случаях, когда необходимость в лоцманской проводке отпадает, капитан судна обязан уведомить об этом порт.

(п. 31). Прием и высадка лоцманов на откры1ых рейдах допускаются при волнении моря не свыше 4 баллов. Лоцманский бот должен подходить к судну с подветренного борта. Инерция судна к моменту приема или высадки лоцмана должна быть минимальной.
 

Для приема и высадки лоцмана должны применяться специально приготовленные для этой цели надежные штормтрапы, предусмотренные Конвенцией по охране человеческой жизни на море (I960 г.). Установка штормтрапа, посадка и высадка лоцмана должны находиться под наблюдением ответственного лица командного состава судна. Переходные устройства должны обеспечивать безопасный переход с трапа на палубу судна. В темное время суток место установки штормтрапа должно быть хорошо освещено.

(п. 32). Если с лоцманом или стажером произойдет несчастный случай, капитан судна должен немедленно уведомить об этом порт и принять все меры для оказания помощи.

(п. 33). Лоцманская проводка методом лидирования допускается лишь в случаях, когда по условиям погоды невозможно принять лоцмана на борт судна, если проводка методом лидирования предусмотрена местными правилами и с согласия капитана судна (п. 34). Капитан судна должен заполнить лоцманскую квитанцию до начала работ по проводке судна. Данные, указываемые капитаном в лоцманской квитанции, необходимы лоцману для учета тактико-технических параметров судна для обеспечения безопасной проводки его. Квитанция является отчетным документом лоцмана о совершенной им работе. На основании данных лоцманской квитанции (осадка судна, его чистая регистровая вместимость и др.) взыскивается лоцманский сбор. Капитан судна вправе сделать в лоцманской квитанции заключение, касающееся качества проводки, поведения лоцмана, о случаях, имевших место в процессе проводки, и т. п.

(п. 35). Обязательное постановление по порту следует вручать одновременно с лоцманской квитанцией, т. е. с прибытием лоцмана на судно.

(п. 36). Во время лоцманской проводки, при необходимости, капитан судна должен предоставить лоцману возможность принимать пищу на ходовом мостике либо в другом, удобном для лоцмана месте независимо от времени суток.

(п. 38). При плавании судна в узкостях и на подходах к портам средства судового электрорадионавигационного оборудования должны быть в постоянной готовности. Наряду с использованием судового оборудования капитан судна и лоцман, при необходимости, обязаны пользоваться услугами портовой радиолокационной станции, если такая возможность имеется.

(п. 39). Капитан управляет судном на основе единоначалия и несет ответственность за сохранность судна, груза, за жизнь находящихся на борту судна людей. Капитану подчиняется не только судовой экипаж, но и лоцман.

Лоцман является советчиком капитана по проводке судна, с мнением которого капитан должен считаться. Однако в тех случаях, когда мнение капитана расходится с мнением лоцмана, капитан не обязан соглашаться с лоцманом и вправе действовать по своему усмотрению, так как ответственность за управление
 

судном лежит на капитане. Лоцман дает капитану советы по про-/ водке судна как лицо, хорошо знающее местные условия плавав ния, капитан вправе не следовать этим советам, если считает их ошибочными. Более того, если капитан убеждается в том, что дальнейшее плавание под проводкой данного лоцмана небезопасно, он, охраняя интересы судовладельца, обязан отстранить лоцмана, потребовать его замены или осуществить проводку судна самостоятельно.

Лоцман может быть виновным в том случае, если во время лоцманской проводки произошла авария, причиной которой явилось то, что лоцман неверно информировал капитана судна о тех особенностях пути, которые должны быть хорошо известны лоцману, а капитан судна не знал и не мог знать об этих особенностях плавания и, не будучи в состоянии предположить, что советы лоцмана неверны, следовал его советам. Все рекомендации, касающиеся управления судном, лоцман дает только капитану судна или, в случаях ухода капитана с мостика, лицу, которому капитан поручил управление судном в свое отсутствие.

(п. 40). Единственный случай, при котором лоцман может отказаться от дальнейшей проводки судна это, если капитан действует вопреки рекомендациям лоцмана. Подобные случаи крайне редки, так как смысл лоцманской проводки состоит именно в том, что лоцман дает советы и рекомендации по судовождению в условиях, хорошо известных лоцману и значительно хуже капитану. Лоцман должен иметь возможность оправдать свои действия в тех исключительных случаях, когда капитан действует вопреки его совету, поэтому отказ лоцмана возможен только в присутствии третьего лица, которым может быть любой член экипажа судна или лоцманский стажер. Лоцман должен сообщить об отказе от дальнейшей проводки капитану порта, предложить капитану судна сделать об этом запись в судовом журнале и отметку в лоцманской квитанции с указанием времени и места прекращения лоцманской проводки. При этом лоцман, отказавшийся от проводки, обязан остаться на мостике, и, если капитану потребуются сведения, необходимые для безопасного плавания, лоцман обязан сообщить их. Если капитан потребует, чтобы лоцман возобновил проводку судна, лоцман обязан ее продолжить.

В случае отказа лоцмана от проводки капитан может сделать об этом запись в лоцманской квитанции. Хотя после отказа лоцман фактически не осуществляет проводку, капитан обязан уплатить лоцманский сбор полностью.

(п. 41). В случае отказа от услуг лоцмана в районе необязательной лоцманской проводки капитан может осуществлять проводку самостоятельно либо вызвать другого лоцмана, по своему усмотрению. В районе же обязательной проводки капитан должен вызвать другого лоцмана и, если позволяют обстоятельства, остановить движение своего судна. В этом случае капитан судна не вправе высадить лоцмана, от услуг которого отказался, до тех пор, пока не прибудет другой лоцман.
(п. 42). Лоцманская проводка служит для обеспечения безопасности мореплавания, поэтому как при обязательной, так и при необязательной проводке лоцман не вправе оставить судно без согласия капитана, пока не обеспечит безопасность судна — поставит судно на якорь, или ошвартует в безопасном месте, или выведет в море, или не будет сменен другим лоцманом.

Смысл обязательной проводки состоит также и в том, чтобы лоцман находился на борту судна в течение всего времени, пока судно находится в районе обязательной лоцманской проводки.

По условиям погоды или другим причинам штатное место оставления лоцманом судна может быть' изменено, о чем капитан должен быть поставлен в известность своевременно. Высадка лоцмана в этом случае допустима лишь с согласия капитана.

(п. 43). Лоцманский сбор — плата за лоцманские услуги — взимается по чистой регистровой вместимости судна в зависимости от района про»водки судна, ее дальности, осадки судна и др.

За проводку судов к порту подходными каналами и фарватерами, а также за проводку между портами за пределами акватории порта лоцманский сбор взимается в размере 0,2 коп. с 1 per. т за каждую милю проводки в один конец.

Сверх сумм, начисленных по указанной ставке, взимается дополнительно по 5 руб. за каждый фут осадки судна сверх 15 футов, причем 0,5 фута и более считаются за полный фут (за проводку по Азовскому морю и в портах Мурманск, Совгавань и Ванино действуют другие ставки). За ввод судна с внешнего рейда и швартовку к причалу или отшвартовку и вывод судна на внешний рейд лоцманский сбор взимается в следующем размере: за первые

1000 per. т по 1 коп. с 1 peг. т и сверх того по 51 коп. с фута фактической осадки судна. За проводку ледоколов, буксиров и буксируемых или несамоходных судов и плотов лоцманский сбор взимается:

с несамоходных судов по их регистровой вместимости; с плотов за 1 peг. т, определяемую путем перевода объема плота в регистровые тонны;

с ледоколов, с буксирующего судна или с буксира без воза как за одно судно вместимостью 1000 peг. т.

В тех случаях, когда судно, идущее с моря в иорт под проводкой лоцмана, вводится в порт на внутренний рейд или судно,

взятое на внешнем рейде, вводится лоцманом на внутренний рейд и в том и в другом случае не швартуется у причала, то за последующую затем швартовку взимается половина лоцманского сбора.

Лоцманский сбор включает в себя плату за плавучие средства для доставки лоцмана на судно и с судна, а также плату за предоставление шлюпки с людьми для завозки и разноса швартовов.

Неуплата лоцманского сбора может служить основанием для отказа судну разрешения на выход из порта. От уплаты лоцманского сбора освобождаются суда военные и госпитальные, плавающие под флагом СССР.

(я. 44). Если лоцман был вызван капитаном, прибыл на судно для осуществления проводки, но капитан отказался от его услуг, капитан обязан уплатить лоцманский сбор. Лоцман считается прибывшим на судно, если он находится на борту судна, которое нуждается в лоцманской проводке, или у борта этого судна.

(п. 45). Точные сведения о судне (длина, ширина, осадка и др.) необходимы лоцману для осуществления безопасной проводки судна. По чистой регистровой вместимости исчисляется размер лоцманского сбора. Капитан оплачивает штраф за неправильное объявление данных о судне независимо от того, к каким последствиям оно повлекло. Так, например, если из-за неправильного объявления длины судна были повреждены портовые сооружения, капитан обязан оплатить штраф и возместить убытки, связанные с ремонтом повреждений. Если в результате неверных сведений о чистой регистровой вместимости лоцманский сбор был взыскан в меньшем размере, капитан обязан доплатить сбор до установленного размера и уплатить штраф в размере двукратной ставки причитающегося лоцманского сбора.

(п. 46). Вознаграждение за задержку лоцмана более 2 ч, но не свыше суток при не отходе судна во время его проводки по причинам, не носящим характера непреодолимой силы, взимается особая плата в размере 33 р. 75 к. с судна, а при задержке более суток — по 20 р. 25 к. с судна за каждые последующие сутки. К обстоятельствам, которые могут вызвать задержки отхода судна, можно также отнести задержки с оформлением документов, неявкой экипажа на судно и др. Необязательно, чтобы обстоятельства, вызвавшие задержку, произошли по вине капитана судна или экипажа, особое вознаграждение все равно оплачивается, за исключением случаев, когда причиной задержки является непреодолимая сила.

(п. 47). Капитан не может требовать, чтобы лоцман осуществлял лоцманскую проводку за пределами обслуживаемого им района. Случаи, когда капитан не сможет высадить лоцмана, может произойти например, из-за плохого состояния погоды. Капитан судна обязан возместить фактическую стоимость обратного проезда лоцмана, не ограничивая лоцмана в выборе транспорта.

(п. 48). Лоцманская служба содержится за счет средств порта, поэтому лоцманский сбор, особое вознаграждение и штрафы, взимаемые за лоцманскую проводку, обращаются в доход морского порта (гидробазы). Десять процентов от лоцманского сбора зачисляется в аварийный фонд порта для возмещения убытков от аварии, происшедших по вине лоцманов. Аварийный фонд за текущий и предшествующий годы порт не вправе расходовать.