На подходах к портам и в узкостях с интенсивным движением проводка судов
в условиях ограниченной видимости осуществляется с помощью береговых
радиолокационных станций (БРЛС).
Применяются активный и пассивный методы проводки судов. Оба метода
требуют, чтобы место судна было определено оператором БРЛС с высокой
степенью точности глазомерным наблюдением за отметкой на экране
локатора.
При интенсивном движении в районе действия БРЛС перед началам проводки
необходимо опознать судно с БРЛС, для чего судно должно выполнить
какой-либо отличительный маневр. Опознание судна может быть выполнено
также по портативному мая-ку-ответчику с кодированной характеристикой,
который доставляется лоцманом на судно.
Активный метод предполагает управление маневрами судна с поста
управления БРЛС по радиотелефону. На экране БРЛС наносится ось фарватера
или его бровки, и оператор глазомерно определяет положение судна
относительно этих ориентиров, передавая на судно команды коррекции курса
в градусах, сопровождаемые дополнительной информацией о ходе судна и его
перемещении в полосе проводки.
Недостаток метода заключается в том, что оператор лишен возможности
наблюдать и ощущать положение судна на ходу, не может следить за
изменениями курса, работой рулевого, не в состоянии предвидеть
последствий ошибок до тех пор, пока не проявится ненормальное отклонение
судна от заданного пути.
Пассивный метод, когда оператор БРЛС сообщает на судно его
местоположение в какой-либо системе координат: географической, полярной
или маршрутной. Информация о месте судна содержит данные о пеленге и
расстоянии от судна до БРЛС или ориентира-маяка, приемного буя,
расстояние до оси канала, точки поворота и т. д.
Район работы БРЛС может быть разбит на квадраты, и оператор БРЛС
сообщает квадрат местоположения судна, сопровождая это сообщение
дополнительной информацией, уточняющей положение судна в квадрате. В
этих случаях судовой оператор или лоцман, находящийся на судне, должен
пользоваться планшетом района радиолокационной проводки судна —
крупномасштабным точным планом зоны проводки, разбитым на квадраты.
Получив информацию о местоположении, капитан осуществляет управление
судном самостоятельно, назначая углы коррекции курса и скорость
перемещения. Результат коррекции оценивается по получении им очередной
информации о местоположении судна и боковом смещении.
При наличии в зоне проводки БРЛС лоцман и капитан судна обязаны
воспользоваться ее услугами.
Экспериментальные проводки и теоретические расчеты показывают, что при
разрешающей способности по азимуту 0,3—0,5° и по расстоянию 20—30 м БРЛС
может обеспечить одностороннюю проводку судов пассивным методом на
фарватере шириной 150—200 м, длиной 5—7 миль и двустороннюю на фарватере
шириной 200—300 м, длиной до 5 миль.
При большой протяженности фарватера для обеспечения
проводки устанавливается серия БРЛС, управление которыми может
осуществляться из одного пункта, куда выведены индикаторы всех береговых
станций.