БЕРЕГОВЫЕ РЛС

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

БЕРЕГОВЫЕ РЛС

На подходах к портам и в узкостях с интенсивным движением проводка судов в условиях ограниченной видимости осуществляется с помощью береговых радиолокационных станций (БРЛС).

Применяются активный и пассивный методы проводки судов. Оба метода требуют, чтобы место судна было определено оператором БРЛС с высокой степенью точности глазомерным наблюдением за отметкой на экране локатора.

При интенсивном движении в районе действия БРЛС перед началам проводки необходимо опознать судно с БРЛС, для чего судно должно выполнить какой-либо отличительный маневр. Опознание судна может быть выполнено также по портативному мая-ку-ответчику с кодированной характеристикой, который доставляется лоцманом на судно.

Активный метод предполагает управление маневрами судна с поста управления БРЛС по радиотелефону. На экране БРЛС наносится ось фарватера или его бровки, и оператор глазомерно определяет положение судна относительно этих ориентиров, передавая на судно команды коррекции курса в градусах, сопровождаемые дополнительной информацией о ходе судна и его перемещении в полосе проводки.

Недостаток метода заключается в том, что оператор лишен возможности наблюдать и ощущать положение судна на ходу, не может следить за изменениями курса, работой рулевого, не в состоянии предвидеть последствий ошибок до тех пор, пока не проявится ненормальное отклонение судна от заданного пути.

Пассивный метод, когда оператор БРЛС сообщает на судно его местоположение в какой-либо системе координат: географической, полярной или маршрутной. Информация о месте судна содержит данные о пеленге и расстоянии от судна до БРЛС или ориентира-маяка, приемного буя, расстояние до оси канала, точки поворота и т. д.

Район работы БРЛС может быть разбит на квадраты, и оператор БРЛС сообщает квадрат местоположения судна, сопровождая это сообщение дополнительной информацией, уточняющей положение судна в квадрате. В этих случаях судовой оператор или лоцман, находящийся на судне, должен пользоваться планшетом района радиолокационной проводки судна — крупномасштабным точным планом зоны проводки, разбитым на квадраты.

Получив информацию о местоположении, капитан осуществляет управление судном самостоятельно, назначая углы коррекции курса и скорость перемещения. Результат коррекции оценивается по получении им очередной информации о местоположении судна и боковом смещении.

При наличии в зоне проводки БРЛС лоцман и капитан судна обязаны воспользоваться ее услугами.

Экспериментальные проводки и теоретические расчеты показывают, что при разрешающей способности по азимуту 0,3—0,5° и по расстоянию 20—30 м БРЛС может обеспечить одностороннюю проводку судов пассивным методом на фарватере шириной 150—200 м, длиной 5—7 миль и двустороннюю на фарватере шириной 200—300 м, длиной до 5 миль.

При большой протяженности фарватера для обеспечения
проводки устанавливается серия БРЛС, управление которыми может осуществляться из одного пункта, куда выведены индикаторы всех береговых станций.