СУДОВЫЕ РЛС

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

§ 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СУДОВОЖДЕНИЯ ПРИ ЛОЦМАНСКОЙ ПРОВОДКЕ СУДНА

СУДОВЫЕ РЛС

При плавании судна в узкостях и на подходах к портам средства судового злектро-радио-навигационного оборудования, и в частности радиолокационная станция (РЛС), должны быть в готовности. При возникновении обстоятельств, отражающихся в безопасности проводки судна, капитан обязан по требованию лоцмана использовать средства электро-радио-навигационного оборудования (радиолокатор, эхолот и др.).

Для определения места судна по точечным ориентирам применяются способы, аналогичные таковым при визуальных определениях места судна.

Определение места судна по расстояниям предпочтительнее определению по пеленгам, так как расстояния измеряются со сравнительно малыми погрешностями.

Рекомендуется расстояния измерять до выдающихся частей береговой черты, пеленги брать на симметричные береговые ориентиры, расположенные под углом 30—150°, либо на отрывистые оконечности берега, расположенные перпендикулярно визирной плоскости. При этом следует иметь в виду, что изображения ориентиров, расстояние между которыми меньше разрешающей способности РЛС, будут выглядеть на экране индикатора слитными.

Низменная часть уреза берега с большого расстояния может быть не видна и может появиться на экране лишь при приближении судна к берегу. Как ограждающую изолинию можно использовать кратчайшее расстояние до берега, установленное по подвижному или неподвижному кругу дальности.

Если точное опознание ориентиров затруднительно, следует установить площадь возможного нахождения судна, измерив расстояние до различных участков береговой черты.

Дальнейшую прокладку следует вести как по счислению, так и от точки, взятой на площади возможного нахождения судна и расположенной на ближайшем (с учетом направления движения судна) расстоянии от опасности.

Место судна наиболее точно определяется при использовании картографической приставки. Изображение береговой черты проектируется на путевую карту в одинаковом масштабе и совмещается с картой. Место судна принимается в центре проекции развертки.

При определении места судна по РЛС необходимо учитывать наличие мертвой зоны и теневых секторов. На точность определения пеленгов влияют: точность ориентирования изображения, точность центровки развертки, ширина диаграммы направленности и точность, с которой известна поправка гирокомпаса, точность совмещения объекта с визиром.

Точность измерения расстояния зависит от особенностей устройства РЛС и качества ее регулировки. Кроме того, точность определения расстояния повышается при использовании подвижного круга дальности.

Лоцман должен хорошо знать радиолокационные особенности побережья района лоцманской проводки с тем, чтобы в любых условиях по изображению на экране РЛС определить место или площадь нахождения судна.

Для наиболее важных районов плавания на фарватерах и в местах, изобилующих навигационными опасностями, создаются специальные радиолокационные карты и атласы, на которых в масштабе карты выделен радиолокационный рельеф местности и приметные радиолокационные ориентиры.

Использование радиолокационных карт при лоцманской проводке значительно повышает эффективность судовой РЛС.

РЛС используется также для определения элементов движения других судов, расхождения с встречными судами, определения маневренных элементов, ориентировки и выбора курсов при плавании в узкостях.