Принцип работы радиопеленгаторов основан на свойстве направленной
антенной системы (рамки) излучать радиосигналы в зависимости от
направления сигнала по отношению к плоскости рамки. Рамкой не
воспринимаются радиосигналы, поступающие с направлений, перпендикулярных
ее плоскости, в связи с чем диаграмме направленности рамки присуща
двузначность по направлению (±180°). При лоцманской проводке обычно
ориентировочное положение судна относительно радиомаяка известно и
получение правильного пеленга не представляет труда. Однако лри
необходимости двузначность пеленга устраняется с помощью вспомогательной
направленной антенны, диаграмма которой складывается с диаграммой
направленной антенны (рамки). Получаемая результирующая диаграмма
(кардиоида) дает возможность определить сторону, так как имеет только
один минимум приема сигнала.
В слуховых радиопеленгаторах (СРП) пеленг радиомаяка или другого
излучателя определяется по минимуму слышимости, в визуальных — по
светящейся линии пеленга. Средняя квадратическая ошибка пеленгования в
дневное время 1—2°, ночью точность пеленгования снижается и может быть
до 2—3°.
За час до восхода и час после захода Солнца происходит значительное
изменение в ионосфере, поэтому пеленгование в эти часы производить не
рекомендуется, особенно, если расстояние до радиомаяка превышает 15
миль.
При нахождении судна на расстоянии менее 10 миль от берега в секторе,
где угол пересечения пеленга на радиомаяк с береговой чертой менее 20°,
возможны ошибки за счет береговой рефракции радиоволн и ошибка в пеленге
может превышать 3—5°
При прокладке радиопеленга на карту необходимо учесть радиодевиацию,
поправку гирокомпаса и, при необходимости, орто-дромическую поправку.
В настоящее время на судах широко применяются СРП с гониометром,
двухканальные визуальные (ДВРП), а также на некоторых судах встречаются
радиопеленгаторы с вычерчиванием диаграммы направленности (ВРДН).