ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ ЛОЦМАНА

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

§ 1. ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ ЛОЦМАНА


ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОРСКИХ ЛОЦМАНАХ


I. Общие положения

1. В целях обеспечения безопасности мореплавания проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, между портами, а также в районах, затрудненных для плавания, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами.

2. Государственные морские лоцманы входят в состав лоцманских служб морских торговых портов и гидрографических баз Министерства морского флота и морских рыбных портов Министерства рыбного хозяйства СССР (в дальнейшем морские порты или гидробазы).

3. Лоцманские службы находятся в подчинении капитанов соответствующих морских портов или начальников гидробаз. Непосредственное руководство лоцманскими службами осуществляет заместитель капитана порта или старший лоцман.

4. Лоцманские службы содержатся за счет средств морских портов (гидробаз). Организация работы лоцманской службы устанавливается в зависимости от конкретных условий данного порта (района).

5. Устанавливаются следующие квалификационные лоцманские категории:

государственный морской лоцман II класса.

государственный морской лоцман I класса.

6. Государственными морскими лоцманами могут быть граждане СССР, имеющие высшее или среднее судоводительское образование и звание не ниже капитана малого плавания.

7. Присвоение квалификационных категорий удостоверяется выдачей лоцманского удостоверения после проверки знаний в квалификационной комиссии в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний государственных морских лоцманов. Лоцманскиe удостоверения выдаются капитанами морских портов (начальниками гидробаз). В удостоверении указывается разрешенный лоцману район проводки.

8. Квалификационная категория государственного морского лоцмана II класса присваивается лицам, удовлетворяющим требованиям, указанным в п. 6 и 7 настоящего Положения.

9. Присвоение квалификационной категории государственного морского лоцмана I класса государственным морским лоцманам II класса производится по представлению капитана морского
порта (начальника гидробазы) при условии безупречной, безаварийной работы их в должности лоцмана сроком не менее пяти лет и выполнения требований п. 7 настоящего Положения.

10. В исключительных случаях, в зависимости от судоводительского звания, стажа и опыта работы, знания района лоцманской проводки, квалификационная категория государственного морского лоцмана I класса может быть присвоена соответствующему специалисту ранее установленного п. 9 настоящего Положения пятилетнего срока работы или лицу, не имеющему категории государственного морского лоцмана II класса.

И. Государственные морские лоцманы II и I класса могут занимать должности лоцмана или старшего лоцмана соответственно. Разграничение выполняемой работы между лоцманами устанавливает капитан морского порта (начальник гидробазы) в зависимости от степени подготовленности лоцманов, типа и размеров проводимых судов и других факторов, отражающих конкретные условия района лоцманской проводки.

12. Для подготовки лоцманов лоцманская служба может иметь необходимое количество стажеров. Пребывание в качестве лоцманского стажера допускается не более одного года.

13. Государственные морские лоцманы при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты в установленную для них форменную одежду с соответствующими знаками различия.

14. В обязательных постановлениях по морским портам, в лоциях, в Извещениях мореплавателям публикуются районы обязательной и необязательной лоцманской проводки судов.

15. В районах обязательной лоцманской проводки судно не имеет права осуществлять плавание без государственного морского лоцмана.

16. В районах необязательной лоцманской проводки капитан судна имеет право, если найдет это необходимым, взять на судно лоцмана с отнесением расходов за счет судовладельца.

17. Время проводки (круглосуточно, в светлое время суток, с полной водой и т. п.) определяется капитанами морских портов (начальниками гидробаз) и объявляется в обязательных постановлениях по морским портам или в местных правилах.

Капитан морского порта (начальник гидробазы) вправе запретить проводку судов, когда безопасной проводке препятствуют гидрометеорологические обстоятельства (плохая видимость, шторм, ледовые условия и т. п.), а также при наличии других особых обстоятельств.

18. Порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные акватории, устанавливается капитаном морского торгового порта по согласованию с капитаном морского рыбного порта.

19. Ответственность за аварию, происшедшую по вине государственных морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет морской порт (гидробаза), которым подчинен лоцман.
 

Эта ответственность ограничивается размерами аварийного фонда по данному порту (гидробазе), образуемого из 10 процентов отчислений от сумм лоцманского сбора, поступивших в предшествующем аварии календарном году.