ВВОД И ПОСТАНОВКА КОРАБЛЯ В ДОК   Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  

 

 

ВВОД И ПОСТАНОВКА КОРАБЛЯ В ДОК

Ввод кораблей в док может осуществляться под своими машинами с помощью буксиров и с помощью шпилей дока или корабля.

При тихой погоде малым надводным кораблям и подводным лодкам разрешается (доковой администрацией) входить в сухой док под своими машинами самым малым ходом.

Вход в плавучий док под своими машинами запрещается всем кораблям без исключения.
Ввод кораблей в док производится не менее чем двумя буксирами, из которых один буксирует корабль, а второй одерживает корму. При вводе в док большого корабля могут работать одновременно до четырех буксиров.

Ввод кораблей с помощью шпилей дока или корабля производится следующим образом (рис. 201). С корабля на шпиль, расположенный в головной части дока, заводится буксирный трос, который иногда называют прямым перлинем. Выбирая шпилем перлинь, корабль будет втягиваться в док. При первой возможности с кормы подаются два троса на шпили, установленные в шлюзной части дока. Этими тросами корабль удерживается от навала на стенки дока.



Если трудно или невозможно сразу завести прямой перлинь, с бака корабля подаются два троса на стенки дока и закладываются по возможности за дальние швартовные тумбы (палы) дока. Выбирая заведенные тросы, корабль втягивается в док. По мере продвижения корабля в док тросы с ближайших тумб переносятся на дальние тумбы или шпили, расположенные на стенках головной части дока.
За правильный подход корабля к доку до момента прохода одной из оконечностей корабля за линию батопорта полностью отвечает командир корабля. Правильный подход корабля к доку заключается в совмещении диаметральной плоскости корабля с центральной линией дока и сохранении этого положения до полного входа корабля в док.

Осуществить правильный подход к доку иногда бывает трудно из-за тесноты в гавани и сильного ветра, действующего в неблагоприятном направлении, поэтому при 4—5 баллах ветра ввод кораблей в док и вывод их из дока не производится.

При маневре по подходу корабля к доку капитаны буксиров выполняют все приказания командира корабля.

После прохода одной оконечности корабля за линию батопорта ответственным за дальнейший ввод и постановку корабля является докмейстер, все указания которого выполняются капитанами буксиров и командиром корабля.

Непосредственно перед вводом корабля в док на надводном корабле задраиваются иллюминаторы, горловины, люки и двери водонепроницаемых переборок, а подводная лодка готовится к погружению.

При вводе корабля в док личный состав находится на местах по расписанию ввода корабля в док. Часть личного состава корабля выделяется в распоряжение доковой администрации для приема и переноски швартовных концов и для выполнения других работ, связанных с вводом и постановкой корабля в доке.

При проходе шлюзной части дока (ворот дока) принимаются меры, устраняющие возможность повреждения борта корабля при навале его на стенки дока. С этой целью заранее расставляется по бортам корабля достаточное количество личного состава с кранцами.

Ввод кораблей в плавучий док производится с помощью буксиров, один из которых буксирует корабль, а другие одерживают корму от навала ее на башни дока.

Схема ввода корабля в плавучий док показана на рис. 202.

После ввода корабля в док и закрытия докового затвора приступают к постановке корабля, которая заключается в совмещении диаметральной плоскости корабля с центром килевой дорожки.

Постановка корабля на кильблоки и клетки должна выполняться с точностью до дециметров по длине и до сантиметров по ширине.

Практически постановка корабля производится следующим образом.



До ввода корабля в док выверяются стеклини — тонкие стальные тросики с разметкой отстояний центров кильблоков от стенок (или башен) дока. Для этой цели они натягиваются поперек дока на расстоянии, равном наибольшей длине корабля. К стеклиням привязываются и спускаются над килевой дорожкой обыкновенные вески так, чтобы острие грузиков показывало среднюю линию кильблоков. Шнурки весков надежно закрепляются на стеклине так, чтобы даже незначительное перемещение их было невозможно. На каждой стенке дока проводятся две взаимно перпендикулярные линии, а их пересечение замечается на стеклинях. После этого стеклини с весками убираются. Док заполняется водой (пловучий док пригапливается), и в него заводится корабль.

Как только корабль встанет примерно над кильблоками, вновь навешиваются вначале носовой, а затем и кормовой стеклини. По вескам стеклиней диаметральная , плоскость корабля с помощью талей точно наводится над средней линией кильблоков (рис. 203).

Наиболее ответственным при осушении дока является момент, когда корабль коснется кильблоков и клеток. Этот момент обнаруживается довольно просто: на борту корабля вдоль ватерлинии появляется мокрая полоса, ширина которой увеличивается, корабль перестанет «ходить» и «слушаться» талей. В этот момент еще раз окончательно проверяется правильность посадки на кильблоки и клетки.

Если корабль садится неправильно, то мокрая полоса на борту корабля появляется раньше, чем известные данные осадки носом и кормой совпадут с показаниями марок углубления дока. Кроме того, неправильная посадка заметна по крену, который появляется при смещении корабля с линии центров килевой дорожки. В этом случае откачка дока приостанавливается и под воду посылается водолаз для выяснения причин неправильной посадки. Дальнейшая откачка дока производится после устранения неправильной посадки и новой установки корабля.

Постановка распор начинается в тот момент, когда корабль коснется килевой дорожки и клеток.

Время касания кораблем килевой дорожки и клеток заносится в вахтенные журналы корабля и дока. В это же время переносят флаг с гафеля на кормовой флагшток и, если положено по рангу корабля, на гюйс-штоке поднимают гюйс.

После того как откачка воды из дока закончится, производится осмотр кильблока и клеток: слабо сжатые из них подбиваются втугую, в некоторых местах оконечностей под жесткими узлами набора ставятся подставки.

При установке подставок следует помнить, что они обладают большей жесткостью, чем кильблоки, так как сжимаются вдоль волокон. Поэтому они не должны сразу поджиматься втугую, иначе при обжатии кораблем кильблоков и клеток подставы могут повредить наружную обшивку и набор корабля.

Заполнение и осушение дока ведется с некоторым режимом. Заполнение порожнего дока вначале производится медленно с полуоткрытыми клинкетами, иначе сильный поток воды может сместить кильблоки и клетки.

Во время откачки воды с кораблем в доке с момента соприкосновения корабля с кильблоками и клетками темп откачки несколько замедляется. При таком темпе вода откачивается до тех пор, пока не будет закончена установка распор и корабль не сядет плотно на опоры. После этого откачку можно вести любым темпом.

В сухих и пловучих доках можно обеспечить более точную наводку кораблей, т. е. добиться более точного совпадения днища корабля с предназначенным для него местом. На слипах и склизах такой точности достигнуть труднее. Поэтому, если нужно избегнуть больших общих и местных напряжений при доковании, рекомендуется доковать такие корабли в сухих или пловучих доках.