ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ КОРАБЛЯ В ДОК

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  

 

 

 

ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ КОРАБЛЯ В ДОК

В соответствии с планами докования на кораблях за месяц до постановки в док составляется ведомость доковых работ, в которую включаются только те работы, которые не могут быть выполнены на плаву. На основании этого документа предприятие производит подготовку производства и калькуляцию доковых работ.

За несколько дней до постановки корабля в док предприятию передаются доковые чертежи, сообщается вариант докования, данные о крене и дифференте корабля и замечания об общей и местной прочности корабля. Если готового докового чертежа нет, то предъявляются все чертежи и документы, необходимые для изготовления докового чертежа: чертежи общего расположения выступающих частей, расположения забортных отверстий, теоретический чертеж, данные о нагрузке корабля и т. п. Если ставится в док аварийный и сошедший со стапелей корабль, то дополнительно представляется акт осмотра подводной части водолазом.

После изготовления и согласования докового чертежа предприятие приступает к подготовке дока для приема корабля: набирает клетки, подготовляет распоры, материал для лесов, сходен и т. п.

По получении приказания о постановке в док на корабле производятся следующие работы: выгружаются боеприпас, топливо, масло, балластная и пресная вода; снимаются шлюпки,
катера и излишние грузы; закрепляются все перекатывающиеся грузы, краны, стрелы, шлюпбалки; снимаются подкильные концы; выводятся из действия и продуваются котлы; выравнивается крен; пропариваются, прощелачиваются и тщательно протираются топливные и масляные цистерны, в которых предполагаются горячие или сварочные работы; производится авральная приборка всех помещений; закрываются бани, гальюны, прачечная. Очищаются кнехты для приема концов с дока. Подготавливаются стальные и пеньковые швартовные концы с обоих бортов, бросательные концы и кранцы. Дается заявка плавсредствам порта на буксиры для ввода корабля в док. Иногда на корабле разрешается оставлять топливо для камбуза. Оставлять керосин, бензин и другие легко воспламеняющиеся жидкости категорически запрещается.

Одновременно на корабле готовится инструмент, составляется план-график и расписание по работам в доке личного состава, с которым прорабатываются «Правила внутреннего распорядка для личного состава на кораблях при работах в доках и на слипах».

Командир корабля не менее, чем за сутки, уточняет с начальником дока время ввода корабля в док и письменно сообщает об осадке, крене и диференте корабля. Начальник дока знакомит офицерский состав корабля с порядком предстоящего докования и с расстановкой рабочих и личного состава во время заводки и постановки корабля. Уточняются с предприятием вопросы удовлетворения корабля в доде водой, паром, электроэнергией.

Состояние корабля перед вводом его в док проверяется представителем соответствующего отдела флота и докмейстером. Тщательное выполнение личным составом корабля и дока подготовительных работ является залогом успешного докования.

Корабли в док могут ставиться на килевую дорожку, на клетки и смешанным способом.

При постановке кораблей на килевую дорожку корабль удерживается в вертикальном положении распорами, устанавливаемыми между бортами корабля и стенками или башнями дока (рис. 197).

Кильблоки килевой дорожки, как правило, набираются из дубовых или сосновых брусьев, но иногда нижняя часть кильблоков составляется из чугунных отливок, вытесывается из камня, изготовляется из железобетонных блоков или сварных конструкций. Независимо от того, из какого материала изготовлена нижняя часть кильблока, верхняя часть его всегда набирается из брусьев; при этом самый верхний из них толщиной около 75 мм — из мягкой породы дерева (сосны). Этот брусок служит мягкой подушкой и уменьшает вероятность повреждения обшивки.

Длина брусков кильблоков берется равной 1500—2000 мм, а толщина 200—300 мм.
Расстояние между центрами кильблоков принимается равным 750—1500 мм, в зависимости от веса корабля, материала и размеров кильблоков.
 


Кильблокам задается высота около 1200—1500 мм для того, чтобы обеспечить удобные условия для работы под днищем
(для сверловки, клепки, сварки, чеканки). Для удобства подбивания и выбивания кильблоков под верхний брус кильблоков обычно устанавливаются два дубовых клина (рис. 198). В тех случаях, когда нижняя часть кильблока сделана из металла или
камня, могут устанавливаться чугунные клинья. Бруски каждого кильблока скрепляются между собой скобами. Весь же кильблок закрепляется к подошве сухого дока или к стапель-палубе плавучего дока планками для предотвращения всплытия при погружении их в воду. Для закрепления применяют скобы, болты,

железные планки, чугунные грузы и т. п. Чтобы кильблоки не свалились со своих мест при постановке кораблей, они раскрепляются продольными сосновыми брусьями. Концевые кильблоки подпираются снаружи упорами.

Распоры делаются из сосновых брусьев или бревен диаметром 150—200 мм. Длина их выбирается в зависимости от расстояния между стенкой (или башней) дока и бортом докуемого корабля. Количество, размеры и места расположения их обычно задаются доковым чертежом.

Распоры устанавливаются примерно на 2/з длины корабля. В носовой и кормовой оконечностях распоры не ставятся, так как на острых обводах корабля надежно закрепить их очень трудно. Чтобы распоры держались и достаточно прочно упирались в борт корабля, они ставятся под небольшим углом к горизонту. Этот уклон делается из тех соображений, что при последующем обжатии кильблоков корабль немного опустится и распоры зажмут его более надежно, а при всплытии корабля распоры легко освобождаются. Кроме этого, между стенкой дока и торцом распоры устанавливается два клина, подбивая которые можно ослаблять или усиливать действие распор. Под торец распоры, обращенный к борту корабля, целесообразно подклады-вать доску, чтобы не повредить окраску борта. Распоры ставятся в один или два ряда по высоте. Расстояние между рядами задается доковыми чертежами и обычно составляет 1,0—1,5 м. Третий ряд распор ставить нецелесообразно.

Распоры размешаются против шпангоутов, бортовых стрингеров, палуб и переборок корабля с тем, чтобы не помять наружную обшивку между жесткими связями.

На пловучих доках широко применяются механизированные распоры. Управление ими производится с топ-палубы дока или из центрального поста. При помощи механизированных распор упрощается "наводка и центровка корабля. Равномерно сближаясь с обоих бортов, эти распоры быстро и точно совмещают диаметральную плоскость корабля с продольной осью кильблоков.

Постановка корабля на килевую дорожку очень проста, занимает немного времени и почти не требует предварительной подготовки дока, следовательно, выводить отремонтированные и вводить очередные корабли можно «по одной воде». Однако при доковании этим способом необходимо строго следить за остойчивостью корабля и моментом, когда он должен быть поддержан в нормальном положении распорами.

На килевую дорожку можно ставить все корабли и суда, основные днищевые связи которых достаточно прочны и не повреждены. Целость связей днищевого набора корпуса имеет решающее значение, так как вся нагрузка корабля в момент его посадки в этом случае воспринимается одним килем.

Военные корабли, имеющие большие местные сосредоточенные нагрузки, этам способом докоэать нельзя.
Суда, имеющие слабый набор, и корабли сложных обводов (например, подводные лодки), как правило, ставятся на клетки (рис. 199).

Клетки разхмещаются под переборками и прочными узлами связей. Набираются клетки по доковому чертежу, в котором указаны места расположения, отстояние их от диаметральной плоскости, ширина и высота. Верхние бруски клеток притесываются по обводам тех шпангоутов, под которыми они будут находиться. Клетки воспринимают вес корабля и, кроме того, имеют своим назначением удерживать корабль в вертикальном положении.

Высота клеток определяется возможностью выполнять работы под килем и обводами корабля. Клетки набираются из сосновых брусьев, редко дубовых, сечением 200X200 мм, длина брусьев
 

 

 

1,5 м. Для того чтобы клетки не всплыли при заполнении дока водой, их загружают чугунным балластом из расчета 0,6 т на

1 м3 дерева.

При наборе клеток особое внимание уделяется пригонке верхних брусьев. Они должны притесываться по обводам тех шпангоутов, под которыми будут находиться, иначе корпус корабля может получить вмятины, трещины и другие более серьезные повреждения.

Во время ремонта разбирать клетки не рекомендуется. Вновь установленные клетки будут меньше воспринимать нагрузку, чем разобранные, следовательно, соседние клетки будут перегружены.

Этот способ докования кораблей является сложным и длительным. Он требует большой подготовительной работы по набору клеток и дополнительного осушения и заполнения дока.

Самым распространенным является смешанный способ докования. По этому способу корабль ставится на килевую дорожку и на клетки (рис. 200), количество и места расположения которых определяются расчетом. При этом исходят из того, чтобы допускаемое поперек волокон удельное давление на кильблоки и клетки для сухой сосны не превышало 20 кг/см2, а для сырой сосны — 10 кг/см.

Клетки по сравнению с кильблоками представляют собой опоры, более легко сжимаемые. Следовательно, при таком способе постановки клеткам дается припуск по высоте, так как они обжимаются больше, чем кильблоки: при доковании малых кораблей 25—30 мм, а при доковании больших кораблей — 50 мм и более. Величина припусков обычно указывается в доковом чертеже.
Проверка правильности набора клеток заключается в измерении

расстояния между клетками, в измерении расстояния от диаметральной плоскости (или центра кильблоков) до центра клеток и в замере высот по ее углам в носовой и кормовой частях (по три замера с каждой стороны). Все данные для проверки клеток указываются на доковом чертеже.

При постановке корабля на кильблоки и клетки обычно распор не ставят, а если ставят, то в значительно уменьшенном числе.

Этот способ постановки в наибольшей степени гарантирует корабль от деформаций, так как нагрузка корабля на клетки и кильблоки распределяется, равномернее, чем при других способах постановки.

Доковые чертежи постановки кораблей на клетки и смешанным способом предусматривают два варианта докования, которые заключаются в смещении клеток на другие места.

Аварийные корабли, имеющие повреждения днища и продольных связей, должны ставиться только смешанным способом.