Зимнее докование кораблей во время тяжелой ледовой обстановки не
производится. Оно допускается лишь в гаванях, покрытых льдом толщиной не
больше 20 см, и то в виде исключения.
Ввод корабля в док зимой сопровождается принятием ряда мер
предосторожности с тем, чтобы не повредить его. Основная, трудность
зимнего докования заключается в том, что ледяные глыбы мешают заводке
корабля на килевую дорожку и клетки. К днищу корабля, как правило,
подсасываются льдины, удалить которые не удается. Кроме того, мелкий
битый лед мешает заводке и постановке батопорта, забивает клинкеты и
мешает вести заполнение или откачку дока.
Поэтому, прежде чем начать зимнее докование, с подошвы дока скалывается
и удаляется весь лед, образовавшийся- вследствие замерзания грунтовых
вод, воды, спущенной из отсеков последнего докуемого корабля, и т. п.
Разрешается оставлять лишь сплошные глыбы, плотно лежащие на подошве
дока, всплытие которых мало вероятно. Однако и в этом случае клетки
набираются обязательно на чистой подошве дока. Если пренебречь этим, то
может случиться, что при заполнении дока водой лед оторвется от подошвы
и смести г клетку в сторону.
При заводке корабля и заполнении дока всплывший лед рекомендуется
удалять шестами или буксирами.
Зимнее докование в сухих доках производить лучше в тех, которые
оборудованы задвижными затворами; в этом случае меньше попадает льда из
гавани.
В пловучем доке зимнее докование проводить несколько легче, чем в сухом,
так как пловучий док имеет вертикальные башни и свободный выход для
вошедших в док льдин. Но и здесь докование сопряжено с большими
трудностями.
После заводки корабля в док следует с помощью водолазов убедиться в том,
что поверхность килевой дорожки и клеток, а также подводная часть
корпуса корабля свободны от льда, и только после этого можно начинать
откачку воды из дока.
Льдины, плавающие в доке, мешают наводке корабля по ве-скам; при откачке
воды отжимают корабль от наклонных стенок сухого дока и мешают держать
его по вескам. При дальнейшей откачке воды льдины могут забиться под
днище корабля и попасть между ним и клетками. Во всех сомнительных
случаях следует для проверки и удаления льда посылать водолазов.