До начала работы доковой комиссии личный состав
корабля подготавливает корабль к осмотру. Подготовка заключается в
очистке корпуса от водорослей, ракушек, грязи и ржавчины, в нанесении
мелом на борту корабля нумерации шпангоутов, во вскрытии необходимых
горловин и в стравливании в док якорей и якорных цепей.
Очистка корабля от водорослей, ракушек, грязи и ржавчины начинается
после того, как корабль прочно сел на клетки и кильблоки. При
неосушенном доке работы по очистке корпуса производятся с плотиков и
беседок. Очистка днища корабля производится после полного осушения дока.
Ракушки, водоросли, грязь и ржавчину нужно отделять от корпуса еще
влажными при помощи скребков, кирок и стальных щеток, так как при
высыхании ракушки и ржавчина отделяются значительно труднее и, кроме
этого, образуется много пыли, раздражающей органы дыхания.
После постановки корабля в док предприятие обеспечивает корабль водой,
паром, электроэнергией, осветительной арматурой и доковым инструментом,
а также изготовляет необходимое количество трапов и сходен. Немедленно
после подготовки корабля доковая комиссия приступает к работе.
Работа доковой комиссии заключается в уточнении ведомости доковых работ,
представленной кораблем: производится
осмотр состояния наружной обшивки, отмечаются места вмятин и
повреждении, проверяется степень износа отдельных листов, для чего
производится контрольное сверление и замер их толщин, устанавливается
состояние окраски корпуса, проверяются винты, рули, дейдвуды и т. п.
В доке выполняются только те работы, которые нельзя делать на плаву:
очистка и окраска подводной части корпуса, замена листов и набора,
переклепка или подварка швов наружной обшивки, правка штевней в
подводной части, замена негодных заклепок, переборка и притирка
забортной арматуры, перебивка сальников, замена протекторов, ремонт
якорей и якорных цепей, проверка и центровка линии вала, ремонт гребных
винтов и рулей. На подводных лодках, кроме того, производится проверка
точности градуировки и согласование рулевых указателей, ремонт
волнорезов торпедных аппаратов, приводов наружных кры-щек торпедных
аппаратов и минных труб, проверка исправности приводов вертикального и
горизонтального рулей, приводов кингстонов балластных цистерн и т. п.
В результате осмотра корабля составляется акт с уточненным объемом
доковых работ и устанавливается согласованный с предприятием срок
стоянки корабля в доке. По доковой ведомости предприятие выполняет
ремонтные работы как первоочередные. Работы, выполненные предприятием,
принимаются личным составом корабля.
Во время стоянки корабля в доке особое внимание уделяется мероприятиям,
обеспечивающим безопасность корабля и дока. Особенно опасно
возникновение пожара. Поэтому в местах работы с открытым огнем
(электросварки и газовой резки) выставляются вахтенные с огнетушителями,
приготовляются ящики с песком, кошмы и брезенты, проверяется готовность
к действию пожарной системы дока.
Для предохранения дока от аварийного затопления ведется наблюдение за
исправностью батопорта и поддержанием в нем балласта. При снятии
забортной арматуры корабля на ремонт взамен ставятся металлические или
деревянные заглушки.
Без ведома доковой администрации личному составу не разрешается
перебивать клетки и распоры, устанавливать новые подставы, распоры или
клетки. Несоблюдение этого правила может привести корабль к серьезным
повреждениям.
Во время работ воспрещается загрязнять док мусором, сбрасывать со стенки
дока или с борта корабля грузы и находиться под тяжестями» поднятыми
кранами.
Строгое выполнение требований правил распорядка является залогом
безопасной стоянки корабля и сохранения жизни работающих в доке.
По окончании доковых работ и по приемке их личным составом корабля
начинается лодготовка корабля к выводу из дока. На корабле закрываются
все забортные отверстия и горловины междудонного пространства;
закрепляются перекатывающиеся и перемещающиеся грузы; дается заявка на
топливо, масло, воду и буксиры; нагрузка корабля обязательно приводится
к первоначальной. В тех случаях, когда в результате произведенных
доковых работ нагрузка корабля изменилась, производится расчет
остойчивости.
Личный состав делает приборку в доке: разбирает леса, выносит из дока
пиломатериалы, выгружает мусор на стенку дока или отвозит его на свалку.
Иногда пиломатериалы не выносятся, а связываются в плотики. Готовность
корабля к выводу из дока оформляется актом представителей корабля и
предприятия.
При заполнении дока и вывода корабля личный состав стоит по тому
расписанию, как и при вводе корабля в док.
Особое наблюдение устанавливается за забортной арматурой и наружной
обшивкой в тех местах, где производились работы. О появлении течи
немедленно ставится в известность командир корабля и докмейстер для
принятия соответствующих мер.
Заполнение дока водой ведется не меньше, чем с одной остановкой, во
время которой проверяется водонепроницаемость наружной обшивки и
забортной арматуры.
В момент отделения корабля от клеток и кильблоков гюйс убирается, а флаг
переносится на гафель. Это время заносится в вахтенный журнал. Корабль
выводится из дока так же, как и вводился.
В отдельных случаях после всплытия корабля в док спускается водолаз для
осмотра винтов и рулей, около которых могут случайно оказаться бруски
кильблоков или клеток.
После вывода корабля из дока и проверки водонепроницаемости корпуса
составляется акт на окончание доковых работ.