СТОЯНКА КОРАБЛЯ В ДОКЕ И ВЫВОД ЕГО ИЗ ДОКА

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  

 

 

СТОЯНКА КОРАБЛЯ В ДОКЕ И ВЫВОД ЕГО ИЗ ДОКА

 

До начала работы доковой комиссии личный состав корабля подготавливает корабль к осмотру. Подготовка заключается в очистке корпуса от водорослей, ракушек, грязи и ржавчины, в нанесении мелом на борту корабля нумерации шпангоутов, во вскрытии необходимых горловин и в стравливании в док якорей и якорных цепей.

Очистка корабля от водорослей, ракушек, грязи и ржавчины начинается после того, как корабль прочно сел на клетки и кильблоки. При неосушенном доке работы по очистке корпуса производятся с плотиков и беседок. Очистка днища корабля производится после полного осушения дока.

Ракушки, водоросли, грязь и ржавчину нужно отделять от корпуса еще влажными при помощи скребков, кирок и стальных щеток, так как при высыхании ракушки и ржавчина отделяются значительно труднее и, кроме этого, образуется много пыли, раздражающей органы дыхания.

После постановки корабля в док предприятие обеспечивает корабль водой, паром, электроэнергией, осветительной арматурой и доковым инструментом, а также изготовляет необходимое количество трапов и сходен. Немедленно после подготовки корабля доковая комиссия приступает к работе.

Работа доковой комиссии заключается в уточнении ведомости доковых работ, представленной кораблем: производится

осмотр состояния наружной обшивки, отмечаются места вмятин и повреждении, проверяется степень износа отдельных листов, для чего производится контрольное сверление и замер их толщин, устанавливается состояние окраски корпуса, проверяются винты, рули, дейдвуды и т. п.

В доке выполняются только те работы, которые нельзя делать на плаву: очистка и окраска подводной части корпуса, замена листов и набора, переклепка или подварка швов наружной обшивки, правка штевней в подводной части, замена негодных заклепок, переборка и притирка забортной арматуры, перебивка сальников, замена протекторов, ремонт якорей и якорных цепей, проверка и центровка линии вала, ремонт гребных винтов и рулей. На подводных лодках, кроме того, производится проверка точности градуировки и согласование рулевых указателей, ремонт волнорезов торпедных аппаратов, приводов наружных кры-щек торпедных аппаратов и минных труб, проверка исправности приводов вертикального и горизонтального рулей, приводов кингстонов балластных цистерн и т. п.

В результате осмотра корабля составляется акт с уточненным объемом доковых работ и устанавливается согласованный с предприятием срок стоянки корабля в доке. По доковой ведомости предприятие выполняет ремонтные работы как первоочередные. Работы, выполненные предприятием, принимаются личным составом корабля.
Во время стоянки корабля в доке особое внимание уделяется мероприятиям, обеспечивающим безопасность корабля и дока. Особенно опасно возникновение пожара. Поэтому в местах работы с открытым огнем (электросварки и газовой резки) выставляются вахтенные с огнетушителями, приготовляются ящики с песком, кошмы и брезенты, проверяется готовность к действию пожарной системы дока.

Для предохранения дока от аварийного затопления ведется наблюдение за исправностью батопорта и поддержанием в нем балласта. При снятии забортной арматуры корабля на ремонт взамен ставятся металлические или деревянные заглушки.

Без ведома доковой администрации личному составу не разрешается перебивать клетки и распоры, устанавливать новые подставы, распоры или клетки. Несоблюдение этого правила может привести корабль к серьезным повреждениям.

Во время работ воспрещается загрязнять док мусором, сбрасывать со стенки дока или с борта корабля грузы и находиться под тяжестями» поднятыми кранами.

Строгое выполнение требований правил распорядка является залогом безопасной стоянки корабля и сохранения жизни работающих в доке.

По окончании доковых работ и по приемке их личным составом корабля начинается лодготовка корабля к выводу из дока. На корабле закрываются все забортные отверстия и горловины междудонного пространства; закрепляются перекатывающиеся и перемещающиеся грузы; дается заявка на топливо, масло, воду и буксиры; нагрузка корабля обязательно приводится к первоначальной. В тех случаях, когда в результате произведенных доковых работ нагрузка корабля изменилась, производится расчет остойчивости.

Личный состав делает приборку в доке: разбирает леса, выносит из дока пиломатериалы, выгружает мусор на стенку дока или отвозит его на свалку. Иногда пиломатериалы не выносятся, а связываются в плотики. Готовность корабля к выводу из дока оформляется актом представителей корабля и предприятия.

При заполнении дока и вывода корабля личный состав стоит по тому расписанию, как и при вводе корабля в док.

Особое наблюдение устанавливается за забортной арматурой и наружной обшивкой в тех местах, где производились работы. О появлении течи немедленно ставится в известность командир корабля и докмейстер для принятия соответствующих мер.

Заполнение дока водой ведется не меньше, чем с одной остановкой, во время которой проверяется водонепроницаемость наружной обшивки и забортной арматуры.

В момент отделения корабля от клеток и кильблоков гюйс убирается, а флаг переносится на гафель. Это время заносится в вахтенный журнал. Корабль выводится из дока так же, как и вводился.
В отдельных случаях после всплытия корабля в док спускается водолаз для осмотра винтов и рулей, около которых могут случайно оказаться бруски кильблоков или клеток.

После вывода корабля из дока и проверки водонепроницаемости корпуса составляется акт на окончание доковых работ.