Судоподъемники с вертикальным подъемом бывают самых различных типов.
Наиболее распространенными являются тельферы, козловые краны и плавучие
краны.
Для подъема кораблей с помощью тельферов перпендикулярно к берегу
строятся два пирса длиной, равной длине корабля, на подъем которого
ведется расчет, а шириной — равной ширине этого корабля, увеличенной на
зазоры с обеих сторон по 0,4—0,6 м. На пирсах устанавливаются рамные
опоры. Между ними через пролет кладутся горизонтальные брусья. На
середине горизонтальных брусьев подвешивается продольный монорельс. На
монорельс ставится один или два спаренных по длине тельфера, общая
грузоподъемность которых соответствует весу поднимаемого корабля.
Подъем сводится к следующему. Корабль ставится между пирсами, с
тельферов спускаются тросы, которые закрепляются за подъемные пуговицы,
имеющиеся на корпусе корабля (или заводятся под днище). Затем корабль
тельферами поднимается из воды и в подвешенном состоянии по монорельсу
выносится на берег, где и устанавливается на клетки. Спуск производится
в обратном порядке.
Для подъема кораблей с помощью козлового крана строятся такие же пирсы,
как и для подъема с помощью тельфера, но с той разницей, что на них
укладываются рельсовые пути. На том месте, где приходится
миделевое сечение поднимаемого
корабля, устанавливается неподвижный козловой кран
(иногда два) с талями.
Подъем осуществляется следующим образом.
Корабль заводится между пирсами, под днище его подводятся стропы (или
они закрепляются за пуговицы). Затем корабль талями поднимается выше
пирса и устанавливается над рельсовыми путями. По рельсам под корабль
закатывается тележка. На ней набираются клетки (иногда под корабль
заводится тележка с набранными клетками). На эти клетки и опускается
корабль. После этого стропы убираются и тележка вместе с кораблем
отводится на берег, где корабль с тележки пересаживается на постоянные
клетки. При спуске вся операция производится в обратном порядке.
Подъем кораблей с помощью плавучих кранов производится совсем просто: с
гиней крана под корпус подводятся и закрепляются стропы или полотенца и
на них корабль поднимается и ставится на берег. Для предохранения
корпуса корабля от повреждений под стропы вдоль борта ставятся
деревянные брусья, вверху между стропами заводятся распоры.
Поднимать корабль можно и с помощью береговых вращающихся кранов.
Порядок подъема тот же, что и при подъеме пло-вучими кранами.