ТРЕХВИНТОВЫЕ КОРАБЛИ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ТРЕХВИНТОВЫЕ КОРАБЛИ


У трехвинтовых кораблей один винт (обычно правого вращения) располагается в диаметральной плоскости впереди руля, два других — по бортам, как у двухвинтовых кораблей (рис. 39): на правом борту винт правого вращения, на левом—левого.

Трехвинтовые корабли имеют следующие свойства:

— большую живучесть по сравнению с одно- и двухвинтовыми кораблями, так как с выходом из строя даже двух машин корабль сохраняет и ход и управление;

— как и двухвинтовые корабли, хорошо управляются с помощью машин при выходе из строя рулевого устройства. В этом случае нужно идти на постоянных оборотах средней машины, а для удержания корабля на курсе и производства поворотов следует регулировать обороты бортовых машин;

— в отношении поворотливости и управляемости объединяют свойства одно-и двухвинтовых кораблей; при работе всех трех машин на передний ход имеют лучшую поворотливость, чем двухвинтовые, и такую же, как одновинтовые, благодаря действию* на руль силы винтовой отработки от среднего винта; по этой же причине диаметр циркуляции (при одинаковых скоростях и положении руля) на

переднем ходу у трехвинтового корабля будет наименьшим при работе одной средней машины, несколько больше при работе всех трех машин и наибольшим — при работе только бортовых машин;

— при работе всех трех машин на одинаковых оборотах и при руле, находящемся в прямом положении, эти корабли так же, как и одновинтовые, не удерживаются на прямом курсе, что обусловливается действием среднего винта; по этой же причине трехвинтовый корабль ведет себя аналогично одновинтовому при переменах хода с переднего на задний и с заднего на передний, что является его недостатком;
 

Рис. 39. Схема расположения винтов у трехвинтового корабля.


— благодаря наличию среднего винта циркуляция трехвинтового корабля при работе всех трех машин с одинаковым числом оборотов на переднем и заднем ходах вправо и влево различна: если средний винт правого вращения, то, как и у одновинтового корабля, циркуляция на переднем ходу вправо меньше, а влево — больше; при тех же условиях циркуляция трехвинтового корабля на заднем ходу при повороте кормой вправо будет больше, чем при повороте влево;
— средний и бортовые винты обеспечивают возможность быстрее и легче производить поворот с места, чем на одно- и двухвинтовых кораблях.

При работе бортовыми машинами враздрай для разворота используется сила машин, при работе же одновременно средней машиной вперед и при перекладке руля в нужную сторону весьма эффективно используется сила винтовой отработки.

При повороте на ходу возможно лишь с небольшой потерей скорости значительно уменьшить диаметр циркуляции, если застопорить одну из бортовых машин (ту, в сторону которой производится поворот). При швартовке кормой кораблем управляют обычно так: средней машине дают задний ход и, работая по мере надобности бортовыми машинами, подправляют курс корабля с тем, чтобы диаметральная плоскость корабля оставалась перпендикулярной к причальной линии.

В целом трехвинтовые корабли имеют лучшую управляемость, чем одно- и двухвинтовые корабли.

Однако управление трехвинтовыми кораблями является более трудным и сложным, нежели управление одно- и двухвинтовыми кораблями. Большое влияние на управляемость трехвинтового корабля имеет и направление вращения бортовых винтов на переднем ходу.

 

ЧЕТЫРЕХВИНТОВЫЕ КОРАБЛИ

У четырехвинтовых кораблей винты располагаются на обоих бортах попарно. Установка их производится двояко, но с таким расчетом, чтобы при работе всех четырех машин на одинаковых оборотах корабль при прямом положении руля держался бы на прямом курсе, т. е. чтобы вредные, уклоняющие корму корабля силы, возбуждаемые винтами одного борта, парализовались силами винтов другого борта (рис. 40).

 



Это условие достигается двояким путем: или на правом борту устанавливаются оба винта правого вращения, а на левом — оба левого или на каждом борту устанавливается один винт правого вращения, а другой — левого. В отношении своей поворотливости и управляемости четырехвинтовые корабли весьма сходны с кораблями двухвинтовыми, и схема управления ими та же, что и на двухвинтовых кораблях. Преимущества и

недостатки четырехвинтовых кораблей в основном те же, что двухвинтовых корабля.