ГЛАВА II.УПРАВЛЕНИЕ МАНЕВРАМИ КОРАБЛЯ В МОРЕ В
РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
ПОДГОТОВКА КОРАБЛЯ К ПЛАВАНИЮ
Перед каждым выходом корабля в море должны быть выполнены различные
мероприятия, которые производятся всем личным составом корабля для
решения поставленной задачи и для безопасного безаварийного плавания при
любой метеорологической и навигационной обстановке.
К таким мероприятиям относятся:
— материальное обеспечение похода по всем видам снабжения до полной
нормы;
— все грузы и предметы, имеющиеся на корабле, должны быть надежно
закреплены; тяжеловесные грузы надо крепить стальным гибким тросом, а не
растительным, так как во время качки корабля под действием переменной
нагрузки растительные тросы будут давать слабину, а впоследствии могут
оборваться; крепление же грузов во время шторма и особенно ночью
затруднительно;
— шлюпки и катера должны быть подняты на борт корабля, установлены на
киль-блоки и закреплены по-походному. Спасательная шлюпка должна
находиться в готовности к спуску. Так как во время шторма и сильной
бортовой качки шлюпку может сорвать и разбить волной (в таких условиях
спускать ее все равно невозможно), то шлюпку необходимо завалить внутрь
корабля;
— стоячий и бегучий такелаж не должен иметь слабину, так как во время
качки это приведет к еще большему его ослаблению и он может оборваться;
такелаж, который выслужил установленные сроки или пришел в негодность,
должен быть заменен новым;
— все погрузочно-выгрузочные средства на корабле должны быть в полной
исправности и иметь все необходимые принадлежности;
— буксирные устройства должны быть изготовлены для
их использования в любой момент, так как не исключены случаи, что
потребуется взять на буксир другой корабль или быть самому буксируемым;
— проверить якорное и шпилевое устройство для полной готовности их к
действию;
— для обеспечения передвижения личного состава по верхней палубе
необходимо подготовить к вооружению штормовые леера; не допускать
загромождения верхней палубы различными предметами, а также не смазывать
палубу маслом; это затруднит передвижение личного состава и могут
произойти несчастные случаи с людьми;
— перед походом корабля должны быть проверены все посты управления
рулем; запасные посты управления рулем должны быть всегда готовыми для
их использования в случае выхода из строя основного поста управления
рулем;
— балластные цистерны нужно иметь полностью заполненными или пустыми;
нельзя допускать частичного их заполнения;
— необходимо проверить нежилые помещения: во время
шторма в них может попасть вода, а это может создать вредный крен или
диферент корабля; для удаления поступившей воды в корабль надо всегда
иметь в исправности и в постоянной готовности к действию все
водоотливные средства корабля;
— одним из важнейших условий безаварийного и безопасного плавания в
штормовых условиях является герметичность корабля;, необходимо обучить
личный состав правильно и наглухо задраивать двери, люки, горловины и
иллюминаторы: у плохо задраенного иллюминатора, под действием удара
волны могут быть вырваны крышки, так как сила удара волны в иллюминатор
очень большая, количество же воды, которое может проникнуть через
иллюминатор в одну минуту, составляет десятки тонн;
— аварийный материал и инструмент должны быть в полном комплекте и
находиться на своих штатных местах: отсутствие аварийного материала и
инструмента или его неисправность могут привести к тяжелым последствиям
в критический момент.
Всесторонняя и правильная подготовка к выходу корабля в море во многом
определяет безопасность плавания и успех в решении задач, поставленных
кораблю.
Независимо от того, какой будет по продолжительности поход и при каких
метеорологических условиях он будет проходить, необходимо готовиться к
нему в соответствии с инструкциями и Корабельным уставом. Необходимо
также учитывать и то, что сама подготовка к выходу в море одновременно
служит очень важным учебным мероприятием, приучающим весь экипаж корабля
к пунктуальному и безупречному соблюдению инструкций, наставлений и
уставных требований. Поэтому офицеры обязаны руководить своими
подчиненными в приготовлении корабля к походу и контролировать их
действия.