ДВУХВИНТОВЫЕ КОРАБЛИ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

ДВУХВИНТОВЫЕ КОРАБЛИ

Как уже указывалось выше, на многих военных кораблях устанавливается по два винта, расположенных симметрично по бортам впереди руля.

Двухвинтовые корабли по сравнению с одновинтовыми имеют ряд преимуществ. Главные из них следующие:

— большая живучесть корабля, так как при выходе из строя одной из машин корабль еще сохраняет ход;

— при выходе из строя одной машины сохраняется возможность осуществления поворотов и удержания корабля на курсе; правда, при этом управление кораблем становится несколько затрудненным, но все же управляться есть полная возможность; так, если, например, вышла из строя левая машина, то, переложив руль на определенный угол вправо, можно не только удержать корабль на курсе, но и производить поворот вправо;
 

— при выходе из строя рулевого устройства двухвинтовый корабль, даже при заклиненном руле, может, регулируя обороты машин, сравнительно свободно держаться на заданном курсе и производить различные эволюции;

— при отсутствии ветра, волны и течения и при одинаковых оборотах машин и прямом положении руля двухвинтовый корабль на переднем и заднем ходах идет прямо и с курса не уклоняется, так как винты у него устанавливаются обычно разных сторон вращения и все вредные силы С, D и 6, возникающие от работы одного винта, уравновешиваются та:кими же, но противоположными по направлению силами, возникающими от работы другого винта. По этой же причине двухвинтовый корабль

не уклоняется с курса и при перемене ходов с переднего на задний и с заднего на передний при условии, если изменение ходов обеих машин производится одновременно и руль находится Э прямом положении;

— как на переднем, так и на заднем ходах циркуляция вправо и влево у двухвинтового корабля одинакова; на заднем ходу такой корабль слушается руля почти так же, как и на переднем, и лучше, чем одновинтовый корабль;

— двухвинтовый корабль может легко разворачиваться при помощи машин, в особенности, если одной машине дать передний ход, а другой — задний, что дает возможность сравнительно легко и просто управлять кораблем в очень стесненной обстановке (рис. 33).

 

Одним из существенных недостатков двухвинтовых установок является несколько меньшая поворотливость корабля на переднем ходу, так как на перо руля при выводе его из прямого положения действует главным образом только сила встречной воды А, а сила винтовой отработки Сво почти не действует, поскольку руль у корабля расположен в диаметральной плоскости, а винты смещены к бортам, и вода, отбрасываемая винтами на переднем ходу, идет назад, минуя руль. У одновинтового же корабля винт находится в диаметральной плоскости впереди руля, и при поворотах струя «винтовой отработки» значительно увеличивает эффективность работы последнего.

На двухвинтовых кораблях винты обычно устанавливаются «наружного» вращения, т. е. так, чтобы борт корабля и сторона

вращения винта были бы одноименны (рис. 34). Другими словами, на правом борту устанавливается винт правого вращения, а на левом — левого, и при этом на переднем ходу они вращаются «через верх наружу». Такая установка винтов обеспечивает лучшую управляемость корабля. Это положение легко доказать следующими соображениями.



Предположим, что мы имеем два совершенно одинаковых двухвинтовых корабля, причем у одного из них установлены винты «наружного» вращения (рис. 35), а у другого — «внутреннего» (рис. 36). Если мы захотели бы каждый из них развернуть только с помощью машин, например, вправо, нам, очевидно, пришлось бы дать левой машиной ход вперед, а правой — назад. В результате этого у того и у другого корабля пара сил, образующаяся от работы враздрай его машин, стала бы заносить корму влево, а нос — вправо. Быстрота разворачивания зависит в первую очередь от величины момента рассматриваемой пары сил, который, как известно, всегда равен произведению силы на плечо. Силами пары являются силы машин, а плечом — расстояние между центрами упорных подшипников. Из этого ясно, что угловая скорость поворота тем больше, чем больше передний и задний хода даются соответственно правой и левой машине и чем на большее расстояние отнесены валы главных машин от диаметральной плоскости. Скорость поворота зависит от скорости вращения винтов. У корабля с винтами «наружного» вращения в рассматриваемом случае повороту вправо будут способствовать силы реакции D1 и D2 от обоих винтов, так как они действуют справа налево. У корабля с винтами «внутреннего» вращения силы реакции противодействуют этой паре сил, так как направлены в противоположную сторону (рис. 37).



То же самое можно наблюдать и при развороте корабля влево.

Вывод. Поворотливость корабля с винтами «наружного» вращения лучше, чем у корабля с винтами «внутреннего» вращения.

Регулируя по мере надобности хода правой и левой машиной и изменяя тем самым соотношение пары сил, можно разворачивать двухвинтовый корабль на месте с продвижением и вперед и назад. Помня о различной эффективности передних и задних ходов, можно дать лишь приблизительные практические нормы степеней ходов обеих машин для различных случаев разворачивания двухвинтового корабля.

Во-первых, для разворачивания корабля на месте без продвижения вперед машине, работающей на передний ход, нужно дать ход на степень меньше, чем машине, работающей назад. Например, одной машине — малый ход вперед, другой — средний ход назад; или одной — средний ход вперед, другой — полный ход назад и т. д.

Во-вторых, для того чтобы развернуть корабль с продвижением вперед, достаточно обеим его машинам дать равные степени ходов. Например, одной машине — малый ход вперед, другой — малый ход назад; одной — средний ход вперед, другой — средний ход назад; одной — полный ход вперед, другой — полный ход назад. Корабль будет разворачиваться с продвижением вперед также в том случае, когда машина, работающая вперед, будет иметь ход на одну или две степени больше хода машины, работающей назад, и при работе только одной машины на передний ход.

Рассмотренный поворот корабля машинами с продвижением вперед практически применяется не только с места, когда до

начала маневра машины не работали, но и на ходу, когда корабль не имеет достаточно места для нормальной циркуляции, осуществляемой с использованием только одного руля. В помощь последнему в таком случае используются диаметра циркуляции можно достигнуть, например, если застопорить ту машину, в сторону которой производится поворот.

С еще меньшей циркуляцией будет произведен поворот, если этой машиной дать задний ход.

В-третьих, чтобы развернуть корабль с продвижением назад, необходимо машине, работающей назад, дать ход на две, три или четыре степени больше, чем машине, работающей вперед. Например, одной машине — самый малый ход вперед, другой — средний или полный или самый полный ход назад. Корабль разворачивается также с продвижением назад, если приходится работать на задний ход лишь одной из машин. Во всех случаях поворота с продвижением вперед или назад для увеличения угловой скорости поворота в помощь машинам следует пользоваться рулем. При повороте же на месте, работая машинами враздрай, поскольку корабль не имеет поступательного движения и отсутствует сила встречной воды At пользоваться рулем не следует. Перекладка в этом случае руля не только не способствует повороту, но и вредна. Так, если разворачивать корабль машинами вправо, а руль переложить также вправо, то сила всасываемой струи S, возбуждаемая правым винтом, работающим на задний ход, будет тем больше препятствовать повороту, чем больше переложен руль (рис. 38). Перекладка руля влево еще более вредна, так как возбуждаемая левым винтом, работающим на передний ход, сила винтовой отработки, действуя на руль, противодействует паре, разворачивающей корабль. Из сказанного очевидно, что скорость поворота на ходу больше скорости поворота на месте, когда используются только силы машин. Зато в последнем случае будет наименьший диаметр циркуляции. При повороте под одной машиной двухвинтовый корабль описывает циркуляцию меньшего диаметра, чем при двух машинах, работающих на передний ход. Однако угловая скорость поворота в первом случае будет меньше, чем во втором.

 

 

Рис. 38. Действие силы всасывания В при перекладке руля.

Итак, двухвинтовые корабли по сравнению с одновинтовыми обладают в общем несравненно лучшей управляемостью и несколько худшей поворотливостью на переднем установившемся ходу.