Влияние работы винта на поворотливость и устойчивость корабля на курсе на заднем ходу

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Влияние работы винта на поворотливость и устойчивость корабля на курсе на заднем ходу

На заднем ходу винт правого вращения вращается против часовой стрелки и, закручивая воду в спиральный поток, отбрасывает ее по направлению к носу корабля, т. е. под корму. При этом вода набрасывается уже не на руль, а на кормовые обводы корабля: на правую раковину под углом, близким к 90°, — лопастью, идущей вверх из крайнего правого положения IV, и слева у киля на борт под небольшим острым углом — лопастью,
идущей вниз из крайнего левого положения II. Но ввиду того, что струя воды, набрасываемая на обводы корабля слева, как бы скользит по борту (сверху вниз), сила, уклоняющая корму вправо, будет значительно меньше силы, уклоняющей корму влево (рис. 21).

В результате действия силы набрасываемой струи С на заднем ходу будет стремление кормы уклоняться влево. Сила реакции D на заднем ходу, при винте правого вращения, очевидно, также будет уклонять корму влево, так как на заднем ходу винт вращается в противоположную по сравнению с передним ходом сторону (рис. 22). Следовательно, на заднем ходу одновинтовый корабль при прямом положении руля не пойдет по прямой, а под совместным действием сил С и D корма его будет быстро уклоняться с курса: влево при винте правого вращения и вправо при винте левого вращения (рис. 23).

Чтобы удержать корабль, идущий задним ходом, на прямом курсе, нужно переложить руль на некоторый определенный угол вправо. Тогда сзади на руль будут действовать две силы, противодействующие силам С и D. Одной из них будет сила встречной воды Л, возникающая от движения корпуса корабля назад. Другая же сила, именуемая силой всасываемой струи J3, порождается засасывающим действием винта при его работе на задний ход. Работая на задний ход, винт как бы засасывает воду, находящуюся за кормой, для того, чтобы, закрутив ее в вихревой поток, бросить под корму в сторону носа корабля. Таким образом, появляется течение, направленное навстречу кораблю, идущему задним ходом. Если при этом руль вывести из диаметральной плоскости, то, прежде чем подойти к винту, всасываемая струя будет оказывать на него давление сзади.

Направление действия силы всасываемой струи В и силы встречной воды А зависит только от стороны перекладки руля.

При перекладке руля влево эти силы будут действовать совместно с силами С и D (при винте правого вращения), т. е. будут уклонять корму корабля влево, а при перекладке руля вправо они будут им противодействовать (рис. 24, а и б).

 


 

 

 

Итак, при повороте на заднем лиду на руль сзади оказывает давление, помимо встречной воды, еще струя воды, всасываемая винтом. Следует отметить, что величина этой силы намного меньше силы винтовой отработки, возникающей на переднем ходу и действующей также совместно с силой встречных потоков воды.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

— на заднем ходу одновинтовый корабль хуже слушается руля, чем на переднем;

— поворотливость одновинтового корабля (судна) на заднем ходу вправо и влево различна. При винте правого вращения корабль значительно легче поворачивается кормой влево, чем вправо; при винте левого вращения — наоборот. Рассмотренные силы С, D и В, возникающие от работы винта на заднем ходу, и сила А, возникающая при движении корабля назад, используются всегда при повороте на заднем ходу (рис. 25). Силы В, С и А используются также при швартовке малых одновинтовых судов (например, буксиров) в стесненных условиях, в тесных гаванях, где нет достаточно места для маневрирования. Для этого корабль осторожно, на самом малом ходу, подводят носом к стенке. На стенку заводят швартов и, переложив руль на левый борт, дают малый задний ход. Корма корабля под действием сил С, D и В (5ыстро пойдет влево. Следует отметить, что тот же корабль с винтом правого вращения нельзя швартовать рассмотренным способом правым бортом, так как при перекладке руля вправо меняется направление действия силы В, которая одна не может преодолеть сил С и D, направление действия которых остается прежним.

Для лучшего пояснения сил, уклоняющих корму корабля с курса на заднем ходу, рассмотрим следующий пример. Ошвартовав корабль носом к стенке и оставив руль в прямом положении, дадим средний задний ход. Силы С и D, как уже разбиралось, будут уклонять корму корабля влево. Сила всасываемой струи В при этом действовать не будет, так как руль находится в диаметральной плоскости.



Переложив руль на правый борт, мы тем самым заставляем силу всасываемой струи В противодействовать силам С и D.
В результате быстрота уклонения кормы влево несколько уменьшится. Если же отдать швартов, то корабль при работающей на задний ход машине пойдет назад. Поэтому сейчас же на переложенный руль начнут оказывать давление встречные потоки воды — сила А. Совместно силы А и В при достаточной перекладке руля будут преодолевать силы С и D, а корма корабля будет уклоняться вправо (рис. 26). Если теперь застопорить машину, то силы С, D и В, возбуждаемые исключительно работой винта, исчезнут, но корабль будет еще двигаться назад по инерции, и так как сохранится сила А, корабль будет продолжать поворот вправо кормой.