Влияние работы винта на устойчивость одновинтового корабля на курсе при переходе с заднего хода на передний

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Влияние работы винта на устойчивость одновинтового корабля на курсе при переходе с заднего хода на передний

В ряде случаев, например, при швартовке кормой, для погашения инерции хода возникает необходимость изменения хода с заднего на передний.

Практика управления одновинтовыми кораблями показывает, что при винте правого вращения корма корабля при этом уклоняется с курса вправо, а при винте левого вращения — влево. Посмотрим, почему это происходит. Разберем этот маневр для одновинтового корабля с винтом правого вращения (рис. 30).

При перемене хода сила набрасываемой струи С, оказывавшая на заднем ходу давление на правую раковину, при даче переднего хода переходит на перо руля и начинает давить на него справа налево. По величине эта сила вначале будет мала и увеличивается постепенно, по мере увеличения числа оборотов винта.

Сила реакции D меняет направление действия на обратное и, резко возрастая в величине и преодолевая силу С, довольно резко уклоняет корму корабля вправо. Чтобы удержать корабль на курсе в момент, предшествующий даче переднего хода, нужно переложить руль на короткое время на правый борт (рис. 31).

Тогда спереди на руль начнет оказывать весьма большое давление вода, отбрасываемая винтом назад, т. е. сила винтовой отработки, действие которой противоположно действию силы реакции Ь. Так как корабль в начальный момент перемены ходов по инерции еще движется назад, то на переложенный руль сзади будет еще действовать сила встречных потоков воды А, уклоняющая корму вправо. Но действие ее будет незначительно, так как встречная вода будет отбрасываться струей работающего винта и инерция заднего хода будет погашаться. Поэтому по мере погашения

инерции заднего хода руль нужно отводить и,

когда корабль пойдет вперед,- даже переложить его на небольшой угол влево.

Для одновинтового корабля с винтом левого вращения все сказанное выше должно быть диаметрально противоположным.

В заключение рассмотрим практический пример использования сил, возникающих от работы винта при управлении одновинтовыми кораблями на ограниченном водном пространстве, например, в тесных гаванях (рис. 32).
 

Рис. 31. Работа рулем при перемене хода с заднего на передний.

 


Если одновинтовому кораблю с винтом правого вращения

нужно выйти из тесной гавани, а места для нормальной циркуляции влево недостаточно, то развернуть корабль для выхода из гавани можно следующим образом. Вначале переложить руль «право на борт» и на очень короткое время дать с моста средний и ли полный передний ход (положение I). Тогда весь поток воды, отбрасываемой винтом назад (сила винтовой отработки), ударит в перо руля и развернет корабль на значительный угол вправо почти без продвижения вперед. Если вперед дальше продвигаться нельзя, то следует дать задний ход (положение II). Тогда забрасывание кормы влево и разворот корабля вправо будут продолжаться благодаря действию сил С, D и А. Как только корабль пойдет назад» руль перекладываем «лево на борт». Тогда вместе с силами С и D забрасывать корму будут также силы А и В, приложенные к рулю сзади (положение III). Когда окажется невозможным дальнейшее движение назад, снова переводим машину на передний ход и перекладываем руль «право на борт» (положение IV) и т. д. Таким образом поступаем до тех пор, пока не будет завершен поворот на нужный нам угол.

Очевидно, что корабль с винтом правого вращения рассмотренным способом выгоднее разворачивать в правую сторону носом, а с винтом левого вращения — в левую. При благоприятных условиях погоды этим способом можно разворачивать одновинтовые корабли почти на месте.
 

 

 

Рис. 32. Разворот одновинтового корабля в узкости.