§ 83. КЛАССИФИКАЦИЯ АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ И ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ИХ РАССЛЕДОВАНИЯ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77 

 

 

Глава XV. СПАСАНИЕ НА МОРЕ

§ 83. КЛАССИФИКАЦИЯ АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ И ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ИХ РАССЛЕДОВАНИЯ

Согласно приказу ММФ от 12 февраля 1957 г. № 43 вводится следующая классификация аварийных случаев: 1) кораблекрушение; 2) авария; 3) аварийное происшествие.

1. Кораблекрушением считается аварийный случай с судном, в результате которого произошла гибель судна, или его полное конструктивное разрушение.

2. Аварией считается такой аварийный случай с судном, в результате которого имели место:

а) повреждение судна, приведшее к потере мореходности и требующее не менее 48 ч на исправление повреждения;

б) повреждение судном берегового сооружения, исправление которого требует вывода этого сооружения из эксплуатации на срок не менее 48 ч

в) нахождение на мели грузового судна не менее 48 ч, а пассажирского судна — не менее 12 ч, независимо от наличия повреждений.

3. Аварийным происшествием считается аварийный случай с судном, в результате которого имели место:

а) повреждение судна, приведшее к потере мореходности и требующее, менее 48 ч на исправление повреждения;

б) повреждение берегового сооружения судном, исправление которого требует вывода этого сооружения из эксплуатации на срок менее 48 ч

в) нахождение на мели грузового судна менее 48 ч, а пассажирского судна — менее 12 ч\

г) повреждение судном средства навигационного оборудования, выведшее его из эксплуатации.

Повреждения корпуса, руля, винтов, главных и вспомогательных механизмов, полученные не по вине экипажа из-за плавания в ледовых условиях, считаются ледовыми аварийными случаями.

Все другие повреждения судна, не приведшие к потере мореходности, случаи касания грунта или посадки судна на мель
без повреждения корпуса в том случае, когда грузовое судно самостоятельно (несамоходное судно — с помощью буксирующего его судна) сошло с мели в течение 6 ч, а пассажирское — в течение 2 ч после посадки, а также случаи незначительного повреждения судном берегового сооружения, не приведшие к выводу этого сооружения из эксплуатации, к аварийным случаям не относятся.

Ответственность за правильное отнесение перечисленных случаев повреждений, касаний грунта и посадок на мель к числу случаев, не являющихся аварийными, лежит на капитане судна.

Любой аварийный случай с судном, приведший к человеческим жертвам, рассматривается как чрезвычайное происшествие и расследуется как авария.

Все случаи травматизма и гибели людей, не связанные с аварийными случаями, расследуются в установленном законом порядке.

Положение (утвержденное тем же приказом ММФ № 43) о порядке расследования аварийных случаев направлено к установлению:

а) обстоятельств, при которых произошел аварийный случай;

б) причин аварийного случая;

в) последствия аварийного' случая;

г) лиц, виновных в аварийном случае;

д) мероприятий, необходимых для предупреждения аварийных случаев в будущем.

Это положение распространяется:

а) на все морские суда, принадлежащие как Министерству морского флота, так и другим министерствам и ведомствам СССР и союзных республик;

б) на все морские суда спортивных клубов, общественных и кооперативных организаций;

в) на речные суда, независимо от их принадлежности, потерпевшие аварию в водах, подчиняющихся морскому режиму;

г) на суда, плавающие под иностранным флагом, в случаях, предусмотренных специальным разделом (VI) этого положения.

Указанное положение не распространяется:

а) на суда, находящиеся в капитальном ремонте;

б) на корабли и вспомогательные суда Военно-Морского Флота и Министерства внутренних дел СССР;

в) на плоты леса;

г) на мелкие несамоходные портовые плавучие средства.