§ 83. КЛАССИФИКАЦИЯ АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ И ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ИХ
РАССЛЕДОВАНИЯ
Согласно приказу ММФ от 12 февраля 1957 г. № 43 вводится следующая
классификация аварийных случаев: 1) кораблекрушение; 2) авария; 3)
аварийное происшествие.
1. Кораблекрушением считается аварийный случай с судном, в результате
которого произошла гибель судна, или его полное конструктивное
разрушение.
2. Аварией считается такой аварийный случай с судном, в результате
которого имели место:
а) повреждение судна, приведшее к потере мореходности и требующее не
менее 48 ч на исправление повреждения;
б) повреждение судном берегового сооружения, исправление которого
требует вывода этого сооружения из эксплуатации на срок не менее 48 ч
в) нахождение на мели грузового судна не менее 48 ч, а пассажирского
судна — не менее 12 ч, независимо от наличия повреждений.
3. Аварийным происшествием считается аварийный случай с судном, в
результате которого имели место:
а) повреждение судна, приведшее к потере мореходности и требующее, менее
48 ч на исправление повреждения;
б) повреждение берегового сооружения судном, исправление которого
требует вывода этого сооружения из эксплуатации на срок менее 48 ч
в) нахождение на мели грузового судна менее 48 ч, а пассажирского судна
— менее 12 ч\
г) повреждение судном средства навигационного оборудования, выведшее его
из эксплуатации.
Повреждения корпуса, руля, винтов, главных и вспомогательных механизмов,
полученные не по вине экипажа из-за плавания в ледовых условиях,
считаются ледовыми аварийными случаями.
Все другие повреждения судна, не приведшие к потере мореходности, случаи
касания грунта или посадки судна на мель
без повреждения корпуса в том случае, когда грузовое судно
самостоятельно (несамоходное судно — с помощью буксирующего его судна)
сошло с мели в течение 6 ч, а пассажирское — в течение 2 ч после
посадки, а также случаи незначительного повреждения судном берегового
сооружения, не приведшие к выводу этого сооружения из эксплуатации, к
аварийным случаям не относятся.
Ответственность за правильное отнесение перечисленных случаев
повреждений, касаний грунта и посадок на мель к числу случаев, не
являющихся аварийными, лежит на капитане судна.
Любой аварийный случай с судном, приведший к человеческим жертвам,
рассматривается как чрезвычайное происшествие и расследуется как авария.
Все случаи травматизма и гибели людей, не связанные с аварийными
случаями, расследуются в установленном законом порядке.
Положение (утвержденное тем же приказом ММФ № 43) о порядке
расследования аварийных случаев направлено к установлению:
а) обстоятельств, при которых произошел аварийный случай;
б) причин аварийного случая;
в) последствия аварийного' случая;
г) лиц, виновных в аварийном случае;
д) мероприятий, необходимых для предупреждения аварийных случаев в
будущем.
Это положение распространяется:
а) на все морские суда, принадлежащие как Министерству морского флота,
так и другим министерствам и ведомствам СССР и союзных республик;
б) на все морские суда спортивных клубов, общественных и кооперативных
организаций;
в) на речные суда, независимо от их принадлежности, потерпевшие аварию в
водах, подчиняющихся морскому режиму;
г) на суда, плавающие под иностранным флагом, в случаях, предусмотренных
специальным разделом (VI) этого положения.
Указанное положение не распространяется:
а) на суда, находящиеся в капитальном ремонте;
б) на корабли и вспомогательные суда Военно-Морского Флота и
Министерства внутренних дел СССР;
в) на плоты леса;
г) на мелкие несамоходные портовые плавучие средства.