§ 86. СПАСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, УПАВШЕГО ЗА БОРТ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77 

 

 

§ 86. СПАСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, УПАВШЕГО ЗА БОРТ


Всякое судно, как на ходу, так и на стоянке, должно быть всегда готово к оказанию немедленной помощи человеку, упавшему за борт. Бдительное несение вахтенной службы, постоянная готовность спасательных средств и натренированность личного состава по использованию этих средств будут всегда способствовать успешному спасению.

Первый, кто заметит падение человека за борт, должен немедленно громко доложить об этом словами «человек за бортом (справа или слева)», показав рукой направление на него и сбросить упавшему за борт находящийся поблизости спасательный круг, буек или иное спасательное средство. Заметивший падение обязан немедленно убедиться в том, что его доклад услышан вахтенной службой на ходовом мостике. Вахтенный помощник по получении этого доклада должен немедленно остановить главный двигатель, приказать рулевому переложить руль на тот борт, с которого упал человек, и объявить тревогу «человек за бортом». С мостика сразу же должен быть сброшен спасательный круг со светящимися или дымящимися буйками. Такие буйки облегчают отыскание круга, особенно ночью. Рекомендуется вместе с кругом сбросить в воду банку с пропитанной в масле паклей. Образовавшееся масляное пятно будет отмечать место круга, особенно для наблюдателя сверху.

По первому сигналу тревоги один человек с биноклем и флажками должен отправиться на возвышенное место на судне, чтобы следить за упавшим человеком.

При обычных обстоятельствах, как только человек пройдет район винтов, машинам дается полный ход назад. Когда скорость судна будет достаточно снижена, спускают спасательную шлюпку, которая следует к упавшему за борт, руководствуясь сигналами, подаваемыми с судна (в том случае, если со шлюпки человека не видно). Если человек упущен из виду и на судне, то шлюпка следует курсом, противоположным курсу судна. В этом случае она не уйдет далеко от упавшего за борт, поэтому быстрее может его найти. Такое маневрирование возможно при нормальных условиях погоды.

При неблагоприятных условиях погоды, когда судну нужно повернуть, чтобы создать подветренный борт для спуска шлюпки, лучше всего продолжать следовать полным ходом вперед с рулем, положенным на борт, до тех пор, пока судно не опишет полную циркуляцию. В этот момент судно будет весьма близко к месту падения человека за борт, и шлюпка, спущенная к этому времени, быстро подберет упавшего. В ночное время направление на упавшего человека показывают лучом прожектора.
Во время тумана или при плохой видимости рекомендуется вместе с кругом или буйком сбросить в воду привязанный к ним на шесте пассивный отражатель, который позволит с помощью судового ^радиолокатора отыскать место падения человека.

Судна должно подавать звуковые сигналы, помогающие шлюпке ориентироваться в направлении, особенно при возвращении на судно.

На спускаемой для спасения человека шлюпке должен быть компас, а также рекомендуется иметь пассивный отражатель для наблюдения за шлюпкой при помощи судового радиолокатора и переносную радиотелефонную станцию для связи с судном..

Когда условия погоды и состояние моря не позволяют спустить шлюпку, спасение упавшего человека производится самим судном.