§ 79. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕЧИ НА СУДНЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ОТЫСКАНИЯ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77 

 

 

§ 79. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕЧИ НА СУДНЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ОТЫСКАНИЯ
 

 

Течь в корпусе судна может появиться вследствие разных причин: от ослабления заклепок и появления трещин в сварочных швах подводной части; от ослабления прочности набора и всего корпуса в целом; от различных случайных повреждений, полученных судном в его подводной части и т. д. На деревянных судах течь может появиться в результате нарушения конопатки, расшатывания связей корпуса и т. д.

Течь на современных судах, снабженных довольно мощными •водоотливными средствами, не представляет большой опасности. Однако если она не будет своевременно обнаружена, то хотя и медленное, но постоянное поступление воды внутрь судна может привести к порче груза или создать в дальнейшем опасное положение для всего судна.

Одним из первых требований, позволяющих обнаружить наличие течи в корпусе судна, является регулярный замер уровня воды в льялах и танках двойного дна. При стоянках судна замер производится два раза в сутки (утром и вечером), а на ходу — каждую вахту. При плавании в ледовых условиях замеры производят каждый час и после каждого сильного удара о льдину.

Результаты замеров надо заносить в судовой журнал.

Дать исчерпывающие рекомендации по отысканию места течи для каждого отдельного случая не представляется возможным. Можно лишь остановиться на общих положениях.

1. Иногда место течи легко обнаружить, прикладывая ухо к разным местам внутренней обшивки судна: журчание воды, проникающей внутрь судна через наружную обшивку, указывает на место течи. Вскрыв в таком месте часть внутренней облицовки, приступают к заделке обнаруженного повреждения.

2. Изменяя скорость судна, можно в известной мере определить район места течи. Например, если при уменьшении хода поступление воды уменьшается, то можно предполагать, что течь находится где-то в носовой части судна, если поступление воды не уменьшается или даже увеличивается — можно допустить, что повреждение находится в кормовой части судна.

3. На парусном судне представляется возможным установить, с какой стороны находится место течи, ложась в дрейф (на тот и другой галс): если поступление воды заметно увеличивается, то это значит, что место течи находится на подветренной стороне, если уменьшается,— то течь с наветренного борта.

4. Установить место поступления большого количества воды в отсек можно по следующим признакам: шуму воздуха, выходящего через воздушные трубки отсека, отпотеванию переборок, а также фильтрации воды в смежных отсеках через швы, заклепки и различные сальники, имеющиеся в переборках.
При обнаружении на судне значительного поступления воды должны быть немедленно задраены все водонепроницаемые двери, клинкеты, горловины и введены в работу водоотливные средства. В зависимости от количества поступающей внутрь судна воды водоотливные средства могут работать периодически или постоянно.
 

 

§ 80. СНАБЖЕНИЕ СУДОВ АВАРИЙНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Согласно Правилам Регистра СССР для заделки пробоин, трещин и других повреждений корпуса судна силами его команды установлены нормы снабжения морских судов аварийным имуществом. Эти нормы снабжения предусматривают укомплектование морского судна аварийным инвентарем и материалами в зависимости от района плавания судна и его длины.

Для снабжения аварийным имуществом морские суда по району плавания делятся на две категории. К первой категории относятся суда неограниченного океанского и морского плавания и ледоколы всех назначений, ко второй — суда прибрежного плавания. Это суда, плавающие в пределах 20 миль от берега, и суда, плавающие в Азовском море и северной части Каспийского моря к северу от линии, соединяющей мыс Тюб-Караган и остров Чечень.

По длине суда разделены на семь групп.
 

Группы

Длина, м !

| Группы

Длина, м

самоходные суда |

несамоходные суда]

самоходные суда

I

от 12 до 20

От 20 до 30

V

От 70 до 110

II

„ 20, 30

,, 30 . 45

VI

, 110 „ 150

III

* 30 , 45

г 45 , 70

VII

Более 150

' IV

Л 45 w 70

* 70 , 110

 

 

 

Длина судна измеряется на уровне летней грузовой ватерлинии, от передней кромки форштевня до задней кромки ахтер-штевня (рудерпоста), а на судах, не имеющих рудерпоста,— до оси баллера.

На судах с крейсерской кормой длиной считается 96% наибольшей длины судна, измеренной на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кормовой оконечности судна.

Аварийное имущество должно размещаться на специально отведенных палубных и машинных аварийных постах. Хранение аварийного имущества совместно с судовым или грузом воспрещается.
 

 

Виды аварийных пластырей. К числу аварийного/имущества относятся мягкие и жесткие пластыри:

Мягкие пластыри:

кольчужный, размер 4,5X4,5 или 3X3 м; облегченный, размер 3,5X3,5 или 3X3 м\ шпигованный, размер 2X2 ж;

парусиновый или учебный, размер 2X2,1, 5X1,5 или 1X1 м. Жесткие пластыри:

пластырь деревянный с мягкими бортами;

пластырь металлический круглый с прижимным болтом.

 

 

 

Мягкие пластыри. Кольчужный пластырь (рис. 178) обоих размеров имеет прочную основу, представляющую собой сетку (кольчугу) из колец стального троса с ликтросом из такого же троса (диаметром 9 мм), пропущенного через каждое крайнее кольцо, четыре покрышки из водоупорной парусины (по две покрышки с каждой стороны сетки) и общий ликтрос из растительного троса, скрепленный бензелями с ликтросом сетки. Полотнища покрышек должны располагаться взаимно перпендикулярно. Внутри пластыря в каждое кольцо сетки заложены трехслойные парусиновые шайбы, прошитые насквозь вместе с покрышками.

В углах и посередине шкаторин пластыря заделаны коуши для закладки подкильных концов, шкотов и оттяжек.

Пластырь облегченного типа (рис. 179) обоих размеров состоит из двух слоев водоупорной парусины и войлочной прокладки между ними. Полотнища парусины располагают основами взаимно перпендикулярно- и прошивают насквозь по диагонали, крест-накрест, вместе с войлочной прокладкой. Пластырь оканчивается растительным ликтросом с вделанными по углам коушами и кренгельсом для закладки подкильных концов, шкотов и контрольного штерта. На одной из сторон пластыря по всей ширине полотнища нашивают карманы. Для увеличения жесткости в карманы пластыря закладывают отрезки стальных оцинкованных труб диаметром 25 мм.

Заводка пластыря на пробоину должна производиться гладкой стороной.

Пластырь шпигованный (рис. 180) размером 2X2 м состоит из двух слоев водоупорной парусины, расположенных основами перпендикулярно друг к другу, и шпигованного мата с ворсом
наружу, который прошивается насквозь квадратами вместе с парусиной. Кромки пластыря по периметру оканчиваются пеньковым ликтросом с вделанными ,в него четырьмя коушами и кренгельсом для закладки подкильных концов, шкотов и контрольного штерта. Шпиговка мата должна быть короткой, но густой.

Для предотвращения втягивания пластыря в пробоину и при размерах последней 0,5 ж2 и более рекомендуется предварительно заводить на пробоину фальшивые шпангоуты из стальных тросов. Пластырь следует заводить на пробоину шпигованной стороной.

Пластырь парусиновый или учебный к(рис. 181) любого размера состоит из трех (может из двух) слоев водоупорной парусины, расположенных основами перпендикулярно друг к другу и оканаченных общим растительным ликтросом с вделанными в него четырьмя коушами и кренгельсом для закладки подкильных концов, шкотов и контрольного штерта. Все парусиновые пластыри прошиваются насквозь парусными нитками, крест-накрест, квадратами. На учебных судах, независимо от их размеров и района плавания, обязательно наличие полного комплекта снаряжения парусинового или учебного пластыря, а использование снаряжения других пластырей для учебных целей не допускается.

Снаряжение мягких пластырей. Мягкие пластыри снабжаются подкильными концами, шкотами, оттяжками, контрольными штертами и комплектом оборудования, состоящим из скоб, талей, канифас-блоков.

Подкильные концы присоединяются к нижним углам пластыря, проходят под днищем судна и выходят на палубу противоположного борта. Шкоты крепятся к верхним углам пластыря и идут вверх на палубу с разносом от пластыря в корму и в нос под углом 45°.

Шкоты для всех пластырей, кроме кольчужного, обычно вырубаются из пенькового смоленого троса длиной, равной 1,6 (Я + 0,5В), а подкильные концы — из стального гибкого троса длиной, равной 1,6(2Н + В), где Н — высота борта, с учетом фальшборта, а В — ширина судна.

Шкоты кольчужного пластыря размером 4,5X4,5 м изготовляются также из гибкого стального троса. Присоединяются подкильные концы и шкоты к пластырю с помощью такелажных скоб, для чего подкильные концы и шкоты заделывают коушами. Подкильные концы и шкоты должны быть примерно на 10% прочнее ликтроса пластыря.

Оттяжки для пластыря изготовляют из растительного, а также из гибкого стального троса. На концах оттяжек должны быть заделаны коуши для присоединения их с помощью скоб к боковым шкаторинам пластыря. Длина каждой оттяжки берется равной двойной длине шкота. Оттяжки предназначаются для растяжки и наводки на пробоину кольчужных и облегченных пластырей.

На верхней шкаторине пластыря в средний коуш закладывается контрольный штерт при помощи храпцов, вделанных в один из его концов. Контрольный штерт разбивается через каждые 0,5 м, начиная от центра пластыря, и маркируется подобно лотлиню.

У кольчужных пластырей роль контрольного штерта выполняет средний шкот, поэтому на нем должна быть такая же разбивка, как и на контрольном штерте.

В комплект оборудования мягких пластырей — учебного, шпигованного, облегченного и кольчужного — входят скобы, тали, канифас-блоки и чехлы, в которых они хранятся на судне.

Для хранения пластыри можно подвешивать или укладывать на стеллажи или банкетки. Они всегда должны находиться в наиболее доступных местах и быть готовыми к немедленному применению.

Снабжение морских судов пластырями производится по нормам Регистра СССР, изложенным в Правилах аварийного снабжения морских судов.
Жесткие пластыри предназначены для заделок небольших пробоин и трещин в пределах шпации путем установки их снаружи или изнутри судна.
Пластырь деревянный с мягкими бортами (рис. 182, а) состоит из двух одинаковых по размерам деревянных щитов, а также прослойки между ними, изготовленной из водоупорной парусины так, чтобы края парусины можно было загнуть и сделать по кромкам пластыря валики из смоляной пакли.


Доски в щитах располагаются взаимно перпендикулярно и скрепляются гвоздями. Толщина досок со стороны щита, прилегающей к пробоине,— 25 мм., а наружной — 50—75 мм. В снаряжение пластыря входят аварийные притяжные болты, или струбцины для крепления пластыря к борту изнутри судна.

Коробчатый пластырь, ,или пластырь — ящик (рис. 182,6), устанавливают на пробоины с рваными выступающими краями, а также в районе со вмятинами .или в таких местах корпуса судна, где его обводы не позволяют поставить плоский пластырь.

Пластырь металлический круглый с прижимным болтом (рис. 183) состоит из диска 3 с обечайкой, которая по окружности имеет эластичное уплотнение 4. Через центр диск#" проходит прижимной болт 1 с барашком 2 и поворотной чекой 5. Пластырь закрепляется на пробоине посредством заводки в нее чеки, которая приводится пружиной 6 в перпендикулярное к болту положение и прижимается к борту барашком.