§ 85. СНЯТИЕ ЛЮДЕЙ С ГИБНУЩЕГО СУДНА НА БЕРЕГ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77 

 

 

§ 85. СНЯТИЕ ЛЮДЕЙ С ГИБНУЩЕГО СУДНА НА БЕРЕГ

 


В некоторых странах на берегу моря расположены спасательные станции, которые оборудованы спасательными шлюпками всех видов, линеметательными аппаратами и вооружением
для.леерного сообщения при помощи спасательной беседки или крытой шлюпки.

Когда на такой береговой станции заметят терпящее бедствие судно, на него при помощи линеметательного аппарата перебрасывают линь. На этом лине на судно подают блок горденя с бесконечным лопарем. Блок имеет свитень, которым он крепится к мачте или на другом возвышенном месте судна, но с таким расчетом, чтобы выше его на расстоянии 350— 400 мм можно было закрепить леер.

Когда блок закреплен, на судно с помощью горденя передают леер. Леер крепят выше блока на указанном расстоянии. После того как он будет закреплен и обтянут, по нему на аварийное судно подают беседку, прикрепленную на четырех стропах к особому блоку, который ходит по лееру. Этот блок прикреплен к лопарю горденя таким образом, что если тянуть верхнюю ветвь лопаря горденя от судна, то блок вместе с беседкой будет подтянут к берегу, а если тянуть нижнюю ветвь лопаря горденя от судна, то блок В1месте с беседкой пойдет к судну. На рис. 188 изображен блок горденя с бесконечным лопарем и свитнем, только что подтянутый линем на судно.

На табличке, прикрепленной к свитню, помещена инструкция о креплении блока, написанная на английском, французском, немецком и норвежском языках. Содержание этой инструкции таково: «Закрепите блок со свитнем на мачте как можно выше. Если мачта снесена, то к другому подходящему
сооружению. Отдайте линь, наблюдайте за свободным движением лопаря в блоке; дайте сигнал на берег». На рис. 189 изображен леер в момент подтягивания его горденем к судну. Табличка, прикрепленная к лееру, содержит инструкцию о креплении леера на судне, написанную на тех же языках. Эта инструкция гласит: «Закрепите этот леер выше блока со свитнем так, чтобы он был чист от блока. Отдайте гордень от леера. Осмотрите, чтобы все было чисто, наблюдайте за тем, чтобы лопарь горденя свободно шел в блоке, и дайте сигнал на берег».

На рис. 190 показана современная спасательная беседка, готовая к действию. Спасательная беседка представляет собой пробковый спасательный круг, к которому снизу прикреплены парусиновые штаны. Человек просовывает ноги в штаны и садится в беседку, которую вместе с ним тянут на берег. После (высадки человека на берег беседка снова возвращается на судно. При помощи такой беседки возможна переправка сразу двух человек. В этом случае каждый из них просовывает одну ногу в штанину и садится верхом на пояс,, удерживая свой вес главным образом на стропах, а не на поясе, который может оказаться недостаточно прочным, чтобы держать на себе вес двух человек. На рис. 191 показана спасательная беседка -в действии, на рис. 192 представлен метод крепления горденя и леера к мачте.

Лопарь горденя и леер изготовлены из тросов разных свивок для того, чтобы во время подачи они не перекручивались.

Крытая спасательная шлюпка используется в том случае, когда надо спасать много людей или когда гибнущее судно так далеко от берега, что невозможно использовать леерное сообщение с беседкой.
Эта шлюпка изготовляется из гофрированного оцинкованного железа. На ее оконечностях установлены рымы для ввязывания в них тросов, при помощи которых она ходит взад и вперед по воде между гибнущим судном и берегом без применения каких-либо аппаратов. Кроме того, шлюпка снабжается большими дугами, оканчивающимися сверху большими проушинами. Дуги расположены на !/4 длины шлюпки от ее оконечностей. Через проушины проводят леер, при помощи которого шлюпка может быть подвешена примерно так же, как спасательная беседка, и использована таким же способом (например, если берег обрывистый).

Крышка шлюпки выпуклая и оборудуется люком, который может закрываться как изнутри, так и снаружи. Через этот люк осуществляются вход и выход людей. Вблизи каждой оконечности делается группа небольших отверстий, таких, как в терке, т. е. отверстия сделаны наружу. Эти отверстия служат для доступа воздуха в шлюпку; вода же через эти отверстия б шлюпку поступает в малом количестве или совсем туда не поступает. Шлюпка может вместить до шести человек и очень удобна для высадки больных людей, а также для выгрузки ценностей, для которых опасна подмочка.