Постройка моторной лодки из дерева

  Главная       Морское дело      Моторная лодка с подвесным мотором (Емельянов Ю.) - 1953 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 



Постройка моторной лодки из дерева

Наружная поверхность судна имеет сложные очертания, ограниченные кривыми поверхностями, которые образуют в местах сопряжений грани в виде линий двоякой кривизны.

Чертежом, позволяющим изобразить на плоскости сложную форму поверхности судна — его обводы, является теоретический чертеж, обязательно входящий в состав чертежей, по которым производится постройка лодок, катеров и любых других судов 1.

Особенностью каждого корпуса судна является то, что он симметричен относительно продольной вертикальной плоскости, проходящее через середину судна (по средней линии киля) и называемой диаметральной плоскостью — диаметралью.

Диаметральная плоскость делит корпус вдоль на две симметричные части.

 

 

 

 

 

На теоретическом чертеже корпуса судна изображаются линии, получающиеся в результате сечений корпуса судна плоскостями (рис. 6, 7, 8 и 9).

Линии, получающиеся от сечения корпуса вертикальными поперечными плоскостями, перпендикулярными диаметральной плоскости (рис. 6), называются шпангоутами.

 

 

 

 

Рис. 8. Образование ватерлиний

 


Сечения корпуса вертикальными плоскостями, параллельными диаметральной плоскости (рис. 7), образуют линии, называемые батоксами.

Наконец, сечения корпуса горизонтальными плоскостями (рис. 8) образуют ватерлинии.

Совокупность линий шпангоутов, батоксов и ватерлиний, нанесенных на плоскость, составляет теоретический чертеж.

Пример теоретического чертежа спортивного катера показан на рис. 9. На трех проекциях теоретического чертежа изображены на виде сбоку, называемом бок, шпангоуты и ватерлинии в виде прямых и батокс в виде кривой линии. На боке также показаны линия борта, скулы, очертание киля с форштевнем и транцем, а также линия примыкания обшивки к килю и форштевню -шпунт.

На виде сверху — полушироте шпангоуты и батокс изображаются прямыми, а ватерлинии кривыми линиями. На полушироте также показана линия борта и скулы (в плане).

На виде спереди — корпусе ватерлинии, бактоксы и диаметраль (ДП) изображены прямыми, а шпангоуты кривыми (или прямыми) линиями, показывающими действительную форму шпангоутов. Так как форма судна симметрична относительно диаметральной плоскости, на корпусе показывают лишь половины шпангоутов, изображая их, чтобы не затемнить чертежа, по обе стороны диаметральной плоскости так, что сечения, расположенные к носу от середины длины

судна, вычерчиваются направо, а расположенные к корме — налево.

Шпангоуты обозначаются номерами от носа к корме. Ватерлинии номеруются снизу вверх. Номера баток-сов возрастают с удалением от диаметральной плоскости.

Размеры по длине измеряются от перпендикуляра, проходящего через носовую оконечность корпуса лодки и обозначенного на чертеже цифрой «О», причем, расстояние между плоскостями шпангоутов называется шпацией.

Размеры по ширине измеряются от диаметральной плоскости, а по высоте — от основной, горизонтальной плоскости, обычно располагаемой так, что она проходит через точку пересечения линии киля со средним шпангоутом (миделем). Для мелких судов (лодок, катеров) высоты нередко измеряются либо от одной из ватерлиний, чаще всего от грузовой ватерлинии, либо от основной плоскости (базовой линии) , проводимой параллельно ватерлинии через самую низшую точку киля или ниже киля, так, чтобы расстояние от базовой ли-нии до грузовой ватерлинии было выражено округленным числом сантиметров. Такое расположение базовой линии принято и для описываемой мотолодки.

Число ватерлиний и батоксов избирается в зависимости от сложности очертаний корпуса судна.

Теоретический чертеж может быть записан в виде совокупности чисел. Такая запись носит название таблицы плазо-вых ординат.

Пример записи в таблице формы шпангоута показан на рис. 10.
 

 

 

Рис. 9. Теоретически чертеж спортивного катера

 

 

 

 

Рис. 10. Разбивка шпангоута на плазе по таблице плазовых ординат: а — вычерчивание шпангоута по таблице; б — часть таблицы плазовых ординат; в — сетка для разбивки шпангоутов

 

 

Размеры шпангоута записываются в виде столбца чисел, показывающих в мм высоты и полушироты характерных точек шпангоута.

Для построения шпангоута по таблице плазовых ординат поступают следующим образом. Вначале чертят на плазе взаимно перпендикулярные базовую линию и диаметраль и сетку из ватерлиний и батоксов (рис. 10,б). Расстояния от базовой до ватерлинии и от диаметрали до батоксов берут с теоретического чертежа. Затем отмечают на соответствующих ватерлиниях указанные в таблице плазовых ординат величины полуширот шпангоута, на батоксах — величины высот, а на диаметрали — высоту киля.

Точки скулы и борта отмечаются на плазе по их высотам и полуширотам, также указанным в таблице. Для их построения можно либо отложить по базовой линии соответствующую полушироту и из отмеченной точки отложить высоту точно по вертикали, либо, отложив высоту по линии диаметральной плоскости, отложить полушироту точно по горизонтали. Соединяя отмеченные точки плавными кривыми, воспроизводят очертание шпангоута. Получив из таблицы плазовых ординат данные для всех шпангоутов и зная величины

шпаций, также указываемые в таблице, можно, пользуясь таблицей, восстановить форму корпуса судна.

Теоретический чертеж мотолодки, описываемой в этой книге, изображен на рис. 11. Ниже для этого чертежа приводится таблица плазовых ординат (размеры в мм по внутренней поверхности обшивки).

 

 

 

 

Рис. 11. Теоретический чертеж мотолодки

 

 

 

Таблица плазовых ординат (к рис. 11)

 

 

 

 

 

Мотолодка имеет упрощенные обводы, при которых шпангоуты образованы прямыми линиями между килем и скулой, между скулой и бортом. В этом случае для разбивки на плазе достаточно отметить на диаметрали высоту линии киля, а

по величинам полуширот и высот — точки скулы и борта. Соединив отмеченные точки прямыми, получим очертание шпангоута; Поэтому для принятых упрощенных обводов, нет необходимости в проведении ватерлиний и батоксов. Однако упрощенные обводы по всей длине мотолодки допустимы лишь для варианта с дощатой обшивкой, что на днищевых ветвях (частях) шпангоутов № 1, 2 и 3 показано пунктирными линиями (см. рис. 11). Для обшивки целыми листами фанеры днищевые ветви носовых шпангоутов должны быть немного выпуклыми, как показано сплошными линиями на корпусе теоретического чертежа. Для разбивки этих выпуклых участков носовых шпангоутов на чертеже приведены три батокса, плазовые ординаты которых (высоты) даны в таблице плазовых ординат.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..