Сборка набора моторной лодки из дерева

 

  Главная       Морское дело      Моторная лодка с подвесным мотором (Емельянов Ю.) - 1953 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 



Сборка набора моторной лодки из дерева

Наиболее целесообразным является способ сборки мотолодки «вверх килем». Он требует более сложной установки шпангоутов, но дает неоценимые преимущества в удобстве обшивки корпуса, особенно для обшивки фанерой.

Установка производится на ровном полу, который должен быть выверен по ватерпасу в продольном и поперечном направлениях. Рекомендуется покрыть пол листами несортной, старой, но не расслоенной фанеры, так, чтобы была покрыта поверхность около 1 600 X 4 500 мм. На полу прочерчивается вдоль прямая линия — диаметральная плоскость. Перпендикулярно к этой линии прочерчиваются линии шпангоутов на расстоянии, соответствующем шпациям, указанным в таблице плазовых ординат. Собранные шпангоуты устанавливают и раскрепляют, как показано на рис. 15 и 18. При этом бруски, отмеченные буквой а, прикрепляются к шпангоуту при его сборке, а бруски, отмеченные буквой б, прикрепляются при установке шпангоута.

Весьма важно, чтобы плоскость шпангоута была строго вертикальна, для чего каждый шпангоут устанавливается по отвесу. Высоты от пола углов скулы, и точек киля для каждого шпангоута указаны следующие:

 

№ шпангоута         

1

2

3

4

5

6

Т

Высота А точки киля от

 

 

 

 

 

 

 

пола, мм 

852

880

891

904

892

888

877

Высота Б скулы от

 

 

 

 

 

 

 

пола, мм 

692

738

771

801

823

840

847

 

 

Установку нужно производить весьма тщательно, так как от нее зависит правильность обводов мотолодки. Соответствующую высоту установки шпангоутов обеспечивают, обре-зая удлиненные концы топтимберсов и средних вспомогательных брусков до нужного размера или подбивая под них клинья в случае недостаточной их длины.

Если пол, на котором производится установка шпангоутов, недостаточно ровный и горизонтальный, сборка мотолодки может производиться на стапеле, который изготовляется из доски толщиной 70—80 мм и длиной 4,5—4,8 м, с точно отфугованной кромкой. Эта доска (стапель) устанавливается на полу на ребро-, причем отфугованная кромка выверяется по ватерпасу. Стапель прочно закрепляется на полу укосами, и на него опираются средние вспомогательные бруски собранных шпангоутов. Бортовые ветви шпангоута при этом необходимо* сделать еще длиннее на 100—150 мм, так как концы бортовых ветвей шпангоутов будут в этом случае опираться на неровный пол (рис. 16).

 

 

 

 

 

Рис. 15. Установка шпангоута на стапельном месте: 1 — след диаметрали; 2 — след плоскости шпангоута; 3 — вспомогательная удлиненная часть топтимберса; 4 — вырез для обвязки борта; 5 — топтимберс; 6 — вырез для бортового стрингера; 7 — вырез для скулового стрингера; 8—флор-тимберс; 9 — вырез для днищевого стрингера; 10 — вырез для киля; А — установочная высота точки киля; Б — установочная высота точки скулы (см. таблицу внизу); а — вспомогательные бруски, устанавливаемые при сборке шпангоутов; б — вспомогательные бруски, устанавливаемые при установке собранных шпангоутов

 

 

 

 

Рис. 16. Прибор для проверки правильности установки шпангоутов: 1 — стеклянные трубки, заполненные подцвеченной жидкостью; 2 — резиновая трубка; 3— собранный шпангоут, установленный на стапеле; 4 — стапель

 

 

 

 

Контроль за правильностью установки шпангоутов производят при помощи резиновой трубки длиной около 2 м, со вставленными в концы трубки стеклянными трубочками длиной около 200 мм. Трубку заполняют подцвеченной водой настолько, чтобы уровень воды находился примерно на половине высоты стеклянных трубочек, расположенных на одинаковой высоте. После установки каждого шпангоута на полу (на стапельном месте) или на стапеле, до окончательного закрепления бортовых ветвей шпангоута горизонтальность линии, соединяющей скуловые углы шпангоута, выверяют при помощи указанной трубки, как показано на рис. 16, если
нужно, подбивая под концы бортовых ветвей шпангоута деревянные клинья.

При отсутствии помещения с достаточно ровным1 и прочным полом может быть рекомендован также следующий способ сборки корпуса мотолодки.

Топтимберсы шпангоутов делают лишь на 100—150 мм выше линии борта (по плазу) и не ставят на шпангоуты бимсы. Одновременно отмечают на топтимберсах места крепления шергень-планок (вспомогательные планки, соединяющие противоположные бортовые ветви шпангоутов), которые в этом случае все должны быть точно расположены на расстоянии 550 мм от основной (базовой) линии (рис. 17,е) и прикреплены к шпангоутам шурупами. Линия, отмечающая на плазе расположение шергень-планок, проводится параллельно основной, по обе стороны диаметрали, на расстоянии 550 мм от основной.

Для стапеля выбирают доску длиной 3,4 м, шириной не менее 280 мм и толщиной 50—60 мм.

Одну из кромок доски стапеля тщательно отфуговывают.

Перпендикулярно фугованной кромке проводят на боковой поверхности стапеля линии в местах установки шпангоутов и откладывают на них от фугованной кромки стапеля следующие величины:

 

 

 

Полученные отметки соединяют -плавной кривой, по которой и обрезают стапель, как показано на рис. 17,г.

Конец стапеля у транца обрезают наклонно, как показано на рис. 17,г.

Для установки подготовленного стапеля делают козлы из бессортных брусьев сечением около 50X120 мм. Высота козел около одного метра. Стапель в козла врезается «в полдерева» и соединяется с ними гвоздями 4 X 80 мм.

Стапель с козлами устанавливают на любом полу или даже прямо на земле, выверяя: горизонтальность установки по ватерпасу, совмещаемому с нижней, фугованной кромкой стапеля (см. рис. 17,д). После выверки стапеля при помощи подкладок и клиньев нижние опорные доски козел прибивают к полу. При установке на земле в местах расположения опорных досок козел следует вкопать какие-либо брусья, к которым и прибивают козлы.

Затем в стапеле делают вырезы для шпангоутов. Глубина вырезов должна быть такой, чтобы внешняя кромка шпангоута на диаметрали (см. рис. 17,в) выступала над верхней поверхностью стапеля на величину 25 мм.

Вырезы должны быть сделаны для шпангоутов № 1, 2, 3 и 4 в сторону форштевня от линии теоретического шпангоута и для остальных шпангоутов — в сторону транца.

 

 

 

 

 

Рис. 17. Сборка мотолодки на козлах: а — общий вид сборки; б—раскрепление форштевня; в — врезка шпангоутов в стапель; г — стапель (размер А, см. таблицу на стр. 34); д — козлы; е — готовый шпангоут для этого способа сборки; 1 — стапель; 2 — продольные опорные брусья для шергень-планок; 3 — поперечные опорные брусья

 

 

 

 

 

 

После прорезки вырезов в них вставляют шпангоуты. Вырезы для киля (см. рис. 17) делают в шпангоутах до их установки. При установке удаляют шуруп, крепящий шергень-планку к одному из топтимберсов. После того как шпангоуты поставлены на место, шергень-планки снова укрепляют, при этом винты ввертывают в те же отверстия (см. рис. 17,аид).

Правильность вертикальной установки шпангоутов контролируется по отвесу; для обеспечения правильной горизонтальной установки шпангоутов используют контрольный уровень из резиновой трубки (см. рис. 16) или тщательно выверяют по ватерпасу горизонтальность брусков 3 (см. рис. 17,а и 5).

Транец привертывают временными шурупами к торцу стапеля. Киль, связанный с форштевнем, прикрепляют к стапелю временными шурупами. Форштевень при этом раскрепляют к передним козлам двумя брусками (на рис. 17,6 помечены знаком «х»).

Дальнейшую сборку корпуса ведут так же, как изложено выше. Необходимо лишь в дальнейшем перед обшивкой фанерой готового набора не забыть вывернуть временные шурупы, крепящие киль к стапелю, и в оставшиеся отверстия забить деревянные пробки^ на клею. Кница, соединяющая транец с килем, в этом случае устанавливается после снятия обшитого корпуса со стапеля так же, как и бимсы.

Раскрепление шпангоутов независимо от способа установки производят гвоздями.

После раскрепления всех шпангоутов приступают к установке продольного набора.

Первым устанавливают киль (рис. 18)  Киль заранее скрепляется с форштевнем и транцем (При способе сборки набора, показанном на рис. 17, транец устанавливают отдельно,  раньше киля.). Транец соединяется с килем уже обшитый и с установленной средней накладкой. С килем транец соединяется кницей, которая привертывается шурупами 4X60 мм к килю и накладке транца.

Вырезы во флорах и шпангоутах для киля делают «по месту». Глубина их должна быть такой, чтобы киль выступал над шпангоутом на величину 5 мм у шпангоута № 6, на 8 мм у шпангоута № 5, на 11 мм у шпангоута № 4 и на 15 мм у шпангоутов № 3 и 2. Киль крепится к каждому шпангоуту двумя шурупами 4X40 мм.

Конец форштевня должен быть прочно прикреплен к полу или к стапелю в соответствии с разбивкой. Установку транца проверяют с расчетом его наклонного расположения, соответственно данным на теоретическом чертеже (см. рис. 11). Для раскрепления транца к его обшивке временно прикрепляют шурупами вспомогательные брусья. В отверстия от этих шурупов после удаления вспомогательных брусьев забивают смазанные водостойким клеем деревянные заделки.

 

 

 

 

Рис. 18. Сборка мотолодки на полу: а — начало установки поперечного набора (шпангоутов); б —окончание установки киля с транцем и форштевнем и начало установки продольного набора; в — обшивка корпуса

 

 

 

 

После установка киля производят установку скуловых стрингеров, которые? крепятся к шпангоутам шурупами 4X40 мм. Учитывая необходимость последующей обработки скуловых стрингеров, головки шурупов должны быть на 3—4 мм утоплены в тело стрингеров. После крепления стрингеров к соответствующим вырезам на скуловых углах шпангоутов они должны быть обработаны (застроганы) так, чтобы их внешние кромки представляли собой продолжение ветвей шпангоутов с плавным переходом между шпангоутами (рис. 19 ,а).

 

 

 

Установленный киль обрабатывается так, чтобы его поверхность представляла собой продолжение кромок флортим-берсов (рис. 19,6).

Далее- устанавливается обвязка борта, бортовые и днищевые стрингеры. Днищевой стрингер располагается примерно посредине полушироты каждого шпангоута» до шпангоута № 3. На шпангоуте № 2 он крепится ближе к скуле и между шпангоутами № 2 и 1 соединяется со скуловым стрингером. Бортовой стрингер устанавливается приблизительно на половине расстояния между скулой и бортом и крепится в носовой части лодки к форштевню.

Врезать продольный набор в шпангоуты следует так, чтобы в шпангоутах № 1, 2, а и 4 продольный набор был заподлицо с гранью шпангоута, обращенной к транцу, а у шпангоутов № 5 и 6 заподлицо с гранью шпангоута, обращенной к форштевню (рис. 19>в и г). На транце продольный

 

набор следует врезать в транцевую раму и наружную фанерную обшивку. Перечисленные детали продольного набора крепятся к шпангоутам шурупами размером 3 X 30 мм.

После установки продольного набора приступают к малковке шпангоутов, окончательной доводке скуловых стрингеров, киля, фаски форштевня, чтобы обеспечить плотное прилегание обшивки к поверхности шпангоутов и других частей набора.

Малковка должна быть произведена очень тщательно, так как при неправильном ее выполнении обшивка не будет хорошо прилегать к набору и прочность корпуса уменьшится. Малковку с самого начала нужно делать аккуратно и осторожно, так как если при малковке сразу срезать слишком много материала, то при окончательной подгонке деталей размер и форма, определяющая обводы мотолодки, могут оказаться искаженными.

При малковке шпангоутов и отделке фаски форштевня следует руководствоваться направлением продольного набора, т. е. срезать те части кромок, которые выступают над поверхностью врезанных в шпангоуты стрингеров и обвязки. Сделав на шпангоуте малки вблизи мест врезания продольного набора, весь шпангоут малкуют, обеспечивая плавный переход между сделанными малками. Скуловые стрингеры окончательно отделывают, руководствуясь направлением поверхности уже малкованных шпангоутов. Днищевые ветви шпангоутов № 1, 2 и 3 окончательно смалковывают при подгонке днищевой общивки.

 

 

Рис. 19. Обработка скулового стрингера и киля и мал ковка шпангоутов (удаляемые при малковке части заштрихованы): а — обработка скулового стрингера (по малкованным шпангоутам); б — обработка киля; в — малковка носовых шпангоутов (№ 1, 2, 3 и 4); г — малковка кормовых шпангоутов (№ 5 и 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..