Изготовление деталей набора моторной лодки из дерева

  Главная       Морское дело      Моторная лодка с подвесным мотором (Емельянов Ю.) - 1953 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Изготовление деталей набора моторной лодки из дерева

После подготовки рабочего места можно приступить к изготовлению деталей набора корпуса мотолодки. Прежде всего изготовляется киль, для которого должна быть выбрана хорошая доска. Киль изготовляется без снятия частей, указанных стрелкой 1 на рис. 13,а. С килем соединяется тремя болтами диаметром б мм форштевень, склеенный из двух слоев авиационной фанеры1, толщиной по 12 мм.

. Очертания форщтевня вырезаются по шаблону, который должен быть разбит подобно разбивке шпангоутов руководствуясь размерами, указанными на рис. 13,б. У нижнего конца форштевня вырезается замок длиной 220 мм для соединения с, килем.

В соответствии с размерами, показанными на рис. 13,6, на форштевне должна быть снята фаска для примыкания обшивки.

Примыкание фанерной обшивки к форштевню показано на рис. 13,в.

После разбивки шаблона форштевня, вырезаемого из куска бессортной фанеры толщиной 3—4 мму по нему прочерчивают очертание форштевня на авиационной фанере и вырезают по контуру две половины, которые склеивают. Верхнюю часть форштевня, выше точки борта, обрезать не следует, эта часть длиной 150—200 мм используется при установке закладки на стапельном месте для крепления распорок (см. рис. 18).

Конструкция киля и форштевня при дощатой обшивке показана на рис. 13,г, д и е.

Окончательная отделка узла сопряжения киля и форштевня должна производиться на стапеле после закладки лодки и установки набора.

 

 


1 Для форштевня может быть применена только высококачественная водостойкая авиафанера. При ее отсутствии форштевень следует делать из дуба или ясеня. Конструкция форштевня должна быть при. этом такой, как у мотолодки с дощатой обшивкой.

 

 

 

 

 

 

Рис. 13. Конструкция киля и форштевня.
Основной вариант: а—сечение по килю, стрелкой 1 показаны части, сострагиваемые при малковке, после уста-новки набора; б — форштевень; в — сечение по форштевню (с обшивкой и водорезом); 2 — шурупы; 3 — край фаски; 4 — внутренняя кромка форштевня; 5 — наделка водореза (водорез).
Дощатый вариант: г — сечение по килю: д—форштевень; е — сечение по форштевню; 6 — линия шпунта;
7—стопватеры (стержни, забиваемые — на краске — в сквозные сверления в точках пересечения линии шпунта и соединения замка); 8 — кница форштевня; 9 — водорез

 

 

 

 

 

 

 

Склейка форштевня производится тем же клеем, которым осуществляют клеевые соединения всей мотолодки.

Как указано выше, наилучшим является отечественный фенольно-формальдегидный смоляной клей ВИАМ Б-3 или КБ-3. Этот клей обладает очень высокой водостойкостью, практически не размокая и не разбухая в воде, но он требует для своего применения определенных условий, без соблюдения которых клеевая способность его становится неудовлетворительной.

Клей ВИАМ Б-3 и КБ-3 составляется из искусственной фенольно-баритовой или фенольно-формальдегидной смолы ВИАМ Б или Б, растворителя — чистого технического ацетона (ГОСТ 2763—44) или этилового спирта (сырца) и отвердителя — керосинового контакта 1-го сорта (ГОСТ 463—43). Указанные составные части клея должны храниться отдельно. Незадолго до применения клея составные части должны быть смешаны в следующем количестве: смола ВИАМ Б — 100 весовых частей, растворитель —10 частей, контакт керосиновый — 20 частей.

Температура составных частей перед смешиванием должна быть около 15—20° С. Смешивание производится так: в налитую в клеемешалку смолу при непрерывном перемешивании добавляют растворитель и хорошо перемешанный керосиновый контакт. После составления клей должен перемешиваться в течение 15 мин. до получения однородной смеси.

Так как при соединении составных частей клея его температура повышается, клеемешалку при приготовлении клея следует опустить в сосуд с холодной водой, поддерживая температуру клея в пределах 13—203 С.

Клей необходимо готовить в небольших количествах, так как через 2—3 часа клей становится непригодным.

Следует подчеркнуть, что работа с клеем ВИАМ Б-3, без соблюдения соответствующих мер предосторожности может привести к болезненным явлениям при вдыхании паров клея и попадании брызг клея на кожу. Поэтому) обязательна хорошая вентиляция помещения, а работать нужно в резиновых перчатках и в длинном халате или комбинезоне. По окончании работы клей с резиновых перчаток может быть смыт спиртом денатуратом и теплой водой с мылом.

Для успеха склейки необходимо следующее:

1. Склеиваемые поверхности должны быть тщательно прифугованы.

2. Вся поверхность склейки должна быть совершенно чистой, без пыли; пятна грязи или масла надо очищать ацетоном, просушивая затем детали 15—20 мин.

3. Температура в помещении, где производится склеивание, должна быть в пределах 16—20° С.

 

 

4. Клей должен наноситься на обе склеиваемые поверхности равномерным слоем. Детали, намазанные клеем до их соединения, выдерживают на воздухе в течение 5—12 мин.

5. Склеиваемые детали после соединения должны быть сжаты грузом или струбцинами для обеспечения давления 2—4 кг/см2. Это сжимающее усилие должно быть приложено к склеиваемым деталям через 10—20 мин. после их соединения.

6. Склеиваемые детали должны находиться в течение 10— 15 час. под давлением.

7. Склеиваемые детали после снятия давления должны выдерживаться в температуре не ниже* 16° С 50—60 час.; в течение этого времени обрабатывать детали нельзя.

Следует заметить, что клей ВИАМ Б-3 в процессе высыхания (полимеризации) меняет свой цвет, от серо-зеленого, до розового или темнокрасного.

При отсутствии клея ВИАМ Б-3 можно использовать казеиновый клей «Экстра» В-107 (ГОСТ 3056—45), его приготовляют также только в количестве, необходимом для проведения работ в течение ближайших 4—5 час.

Казеиновый клей составляется из расчета: одна весовая часть порошка и две весовые части воды. Клей постепенно всыпают в воду и размешиваю? до превращения состава в сметанообразную массу, которой дают выстояться 15—20 мин. После удаления пыли, которая может попасть на поверхность клея, он готов к употреблению и годен в течение 5—6 час.

Казеиновый клей наносится также на чистые, склеиваемые поверхности, которые затем сжимаются при давлении 1—2 кг/см2^ Склейка производится при комнатной температуре.

Для склеивания форштевня очищают подлежащие склеиванию поверхности двух вырезанных частей й предварительно собирают их на шурупах размером 3X18 мм. Шурупы ввертывают по две штуки с противоположных сторон, между линией шпунта и задней кромкой форштевня. Затем форштевень разбирают, покрывают склеиваемые поверхности клеем, как указано выше, и окончательно собирают на шурупах, дополнительно сжимая его струбцинами или накладывая на него груз.

После того как клей высохнет, т. е. через 50—60 час., предварительно обрабатывают форштевень, снимая фаску от линии шпунта до водореза так, чтобы ширина водореза увеличивалась от 10 мм (в верхней части форштевня) до 16 мм (внизу у шпангоута № 1).

Окончательно фаска форштевня должна быть обработана при малковке после установки набора на стапельном месте.

После изготовления закладки, т. е. киля и форштевня, переходят к изготовлению деталей шпангоутов. При этом

пользуются имеющейся разбивкой шпангоутов на плазе, снимая с него длины отдельных частей шпангоутов и определяя по плазу их взаимное расположение.

Днищевые ветви (флортимберсы) шпангоутов изготовляются точно по размерам плаза, бортовые ветви (топтимберсы) в направлении выше борта делаются длиннее, чем по размерам плаза на следующую величину:

 

 

 

Увеличение длины топтимберсов необходимо для установки собранных шпангоутов на стапельном месте (см. рис. 15 и 16).

Флортимберс транца в отличие от флортимберсов шпангоутов делают из одного куска доски сечением 20X100 мм, длиной около 1 400 мм. При этом высота флортимберса у киля будет 90 мм и у борта — 65 мм (см. вклейку).

После изготовления всех деталей приступают к сборке шпангоутов и транца, соединяя отдельные их1 части при помощи косынок (рис. 14).
 

 

 

 

 

Рис. 14. Узлы шпангоутов: а — скуловой узел; б — упрощенный скуловой узел; в — килевой узел; 1—топтимберс; 2—флортимберс; 3 — кницы; 4 — киль; 5 — шурупы диаметром 3X30; 6 — флоры; 7 — шурупы диаметром 3X18

 

 

 

 

При сборке шпангоутов способом, . показанным на рис. 14,а, в каждую косынку ввертывают шурупы в места, указанные на рисунке стрелками. Также связывают флорами нижние ветви шпангоутов.

Шпангоуты № 1 и 2 собираются вместе с бимсами (см. вклейку).

Транцевая рама собирается на временных косынках, которые ставят на скуле и у борта. Затем рама обшивается либо с одной внешней стороны фанерой толщиной 12 мм, .либо с двух сторон фанерой толщиной 5—6 мм. Фанера крепится к раме клеем и шурупами, расположенными на расстоянии около 150 мм один от другого. После обшивки рамы с одной стороны временные косынки удаляют.

При изготовлении транцевой рамы необходимо учитывать, что, если по размерам имеющегося подвесного мотора окажется нужным сделать вырез в верхней части рамы (см. рис. 11, корпус), верхний брусок должен быть сделан из соответственно более широкой доски.

Склеивание частей шпангоутов и транца производится тем же способом, что и форштевня. Независимо от сжатия склеиваемых деталей грузами или струбцинами шпангоут при сборке предварительно соединяется шурупами размером 3X18 мм. Это необходимо для контроля сборки шпангоута по плазу. После того как установлено, что шпангоут собран правильно, соединение на шурупах разбирают и производят склейку, ввертывая затем шурупы в имеющиеся отверстия и сжимая склеенные узлы грузами или струбцинами.

Необходимо иметь в виду, что шурупы в данном случае играют вспомогательную роль, а склеивание является основным элементом соединения деталей узлов.

Шпангоуты и транцевая рама, собранные и подготовленные к установке на стапельное место для обшивки мотолодки, приведены на вклейке.

После сборки всех: шпангоутов и транца приступают к закладке мотолодки.

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..