Разбивка шпангоутов на плазе (моторная лодка из дерева)

  Главная       Морское дело      Моторная лодка с подвесным мотором (Емельянов Ю.) - 1953 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Разбивка шпангоутов на плазе (моторная лодка из дерева)

Постройка мотолодки, как и других судов, начинается разбивкой теоретического чертежа мотолодки на плазе, т. е. вычерчиванием шпангоутов в натуральную величину на фанерном щите или щите из строганных досок.

Метод разбивки на плазе шпангоута № 3 для фанерной мотолодки, с выпуклым образованием днищевой ветви, показан на рис. 12.

 

 

 

 

На листе толстой фанеры или на щите из прифугованных и чисто выстроганных досок, размером не менее 900 X' XI 500 мм (лучше 1 000X1 600 мм), параллельно большей стороне плаза (листа, щита) проводится базовая (основная) линия на расстоянии 80—100 мм от края плаза. Для черчения на плазе лучше всего пользоваться черными графитными карандашами средней твердости, с толстым грифелем.
 

 

 

 

На середине длины базовой линии, строго перпендикулярно к ней прочерчивается диаметраль. Параллельно диамет-рали, по обе ее стороны, на расстоянии 100, 200 и 300 мм и на высоту около 250 мм от базовой линии, прочерчиваются батоксы I, II и III.

Затем, пользуясь данными, имеющимися в столбце 3 таблицы плазовых ординат (см. стр. 19), на диаметрали отмечают точку киля на высоте 89 мм от базовой линии. На ба-токсах отмечают точки: на батоксе I — на высоте 109 мм от базовой, на батоксе И—на высоте 128 мм и на батоксе III— на высоте 148 мм.

Далее отмечают точки скулы и борта. Для этого проводят на высотах 209 и 676 мм короткие линии, параллельные базовой. Эти линии должны начинаться на расстояниях соответственно около 500 мм ц около 670 мм от диаметрали. На этих коротких горизонтальных линиях отмечают точки, отстоящие от диаметрали на расстояний 518 и 676 мм. Изложенное построение выполняют по обе стороны диаметрали.

Так как на одном плазе (щите) должны быть разбиты (вычерчены) все шпангоуты, рекомендуется у точек киля, скулы и борта поставить номер шпангоута «3». Рекомендуется также для исключения возможных ошибок отмечать точки для следующего шпангоута после окончательного вычерчивания предыдущего.

В точки, отмеченные указанным выше способом, вбивают на небольшую глубину гвозди размером около 1,8X35 мм. Затем при помощи жесткой линейки, прижатой к гвоздям, забитым в точки скулы и борта (как показано на рис. 12), прочерчивают между этими гвоздями прямую линию — контур бортовой ветви шпангоута.

Для разбивки днищевой, кривой, ветви шпангоута используется гибкая рейка, из прямослойной сосновой доски без сучков. Сечение рейки около 8X15 мм. Длина около 1 м. Рейка прижимается к гвоздям, вбитым в точки киля, скулы и отмеченным на батоксах. В изогнутом положении рейка удерживается с противоположной гвоздям стороны либо какими-нибудь грузами, либо мелкими гвоздиками (см. рис. 12, справа). По внутренней стороне рейки, как показано на рис. 12, прочерчивают кривую линию—контур днищевой ветви шпангоута. Все забитые в плаз гвозди выдергивают клещами и непрочерченные разрывы контура шпангоута в местах, где были гвозди, прочерчивают от руки. В точке борта, вверху, прочерчивают от руки небольшую (5—8 мм) горизонтальную черточку, показывающую высоту борта.

Для обеспечения полной симметричности обеих половин шпангоута, правой и левой, особенно при криволинейных очертаниях шпангоутов, после вычерчивания (разбивки) одной половины шпангоут следует наложить на плаз лист

кальки (восковки) и мягким карандашом скопировать на нее вычерченную половину шпангоута вместе с базовой линией и линией диаметрали. Затем надо перевернуть кальку, совместить базовую линию и диаметраль на кальке с соответствующими линиями на плазе и получить вторую половину шпангоута, вбивая гвозди в линию очертания шпангоута, скопированную на кальку.

Изложенным методом на плазе вычерчивают в натуральную величину все шпангоуты, кроме транца Т. Несмотря на то, что на вклейке даны рабочие чертежи шпангоутов, отвечающие плазовым размерам, аккуратная разбивка плаза совершенно обязательна для контроля сборки шпангоутов. При подготовке плаза особое внимание должно быть уделено тому, чтобы диаметралы была строго перпендикулярна базовой линии, так как при несоблюдении этого условия шпангоуты будут несимметричны.

Транец не разбивается на плазе, потому что конструктивная транцевая рама расположена не вертикально в плоскости шпангоута Т, а наклонно, и ее действительные размеры несколько больше теоретического кормового шпангоута Т, изображенного на рис. 11.

Контур транцевой рамы разбивается отдельно, хотя и может быть вычерчен на том же плазе, что и остальные шпангоуты.

Для разбивки транцевой рамы проводят  в верхней части плаза параллельно базовой линии и на расстоянии около 700 мм от нее горизонтальную линию, являющуюся верхним участком контура транца.

На этой линии откладывают от диаметрали в обе стороны полушироты борта 718 мм и от пересечения ее с диаметра-лью вниз 480 мм (см. рис. 11), получая точку киля.

Так как ширина скулы на шпангоуте № 6 и транца Т одинакова, то и для наклонной транцевой рамы полуширота по скуле будет той же, что у Г и равна 695 мм. Эта полуши-рота откдадывается от диаметрали на коротких горизонтальных линиях, отстоящих вниз от прочерченной ранее линии верхнего участка контура транцевой  рамы, на расстоянии 453 мм, как указано на теоретическом чертеже (см. рис. 11, бок). Точки полуширот, отмеченные на указанных коротких горизонтальных линиях, дадут точки скулы.

В отмеченные пять точек вбивают гвозди и жесткой линейкой соединяют точки прямыми линиями. Этим заканчивается разбивка контура транцевой рамы. Иногда по верхнему участку транцевой рамы делают вырез для установки подвесного мотора. Необходимость и глубина выреза определяются размерами (высотой) имеющегося подвесного мотора.

Разбивку транцевой рамы рекомендуется производить цветным карандашом для отличия от остальной разбивки.

 

 

К подготовительным плазовым работам для постройки мотолодки относится также разбивка форштевня, описываемая ниже.

Излагаемая далее упрощенная технология постройки мотолодки, не требующая специального помещения и оборудования, относится к основному варианту мотолодки с фанерной обшивкой и применением водоупорных клеев. О постройке варианта мотолодки с дощатой обшивкой даются лишь краткие дополнительные указания.

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..