Конструкция корпуса моторной лодки из дерева

 

  Главная       Морское дело      Моторная лодка с подвесным мотором (Емельянов Ю.) - 1953 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Конструкция корпуса моторной лодки из дерева


Корпус мотолодки (см. вклейку) состоит для основного варианта, с фанерной обшивкой, из киля 1, соединенного болтами 2 с форштевнем 3. В корме к килю при помощи кницы 4 прикреплен транец 5. Шесть шпангоутов 6 обеспечивают поперечную прочность мотолодки. Продольная прочность мотолодки, а также жесткость обшивки, кроме киля, обеспечивается скуловыми стрингерами 7, днищевыми стрингерами 8 и бортовыми стрингерами 9.

Жесткость бортов увеличена внутренними привальными брусьями 10, обвязкой 11 и планширем 12. Обвязка 11, проходящая по обоим бортам, соединяется у форштевня брештуком 13. Привальные брусья в корме соединяются с транцем при помощи деревянных книц 14.

Обшивка борта 15 и днища 16 делается из листов водоупорной фанеры. Днищевая обшивка крепится шурупами и на клею к шпангоутам, килю и скуловым стрингерам. Бортовая обшивка таким же образом крепится к шпангоутам, обвязке борта и скуловым стрингерам. К днищевым и бортовым стрингерам обшивка лишь приклеивается.

Носовая палуба 17 опирается на бимсы 18 и средний брусок (мкдельвейс) 19. Усиленный бимс 20 на шпангоуте № 4 не имеет погиби и связан с привальным брусом кницами 2

Дно мотолодки закрыто еланью 22, составленной из отдельных щитов и опирающейся на днищевые ветви шпангоутов.

Кормовая банка -23 у бортов опирается на бортовой стрингер, а посередине через пиллерс 24 на киль.

Переднее сиденье 25 (диван) представляет собой отдельную съемную конструкцию, не связанную жестко с корпусом мотолодки.

Мотор устанавливается на транце мотолодки, который для этого усилен накладкой 26.

На носовой палубе установлен кнехт 27 для швартовки мотолодки. Он расположен перед волноломом 28. Для крепления причальных концов и для буксировки мотолодки другим судном может быть также установлен битенг — вертикальный деревянный брусок, выступающий над палубой и опирающийся нижним концом в киль.

На рис. 5 приведен конструктивный мидель-шпангоут, На левой стороне мидель-шпангоута показана конструкция для фанерной, а с правой стороны — для дощатой обшивки.

Как показано на рисунке, бортовой и днищевый стрингеры

при дощатой обшивке отсутствуют.  Пазы обшивки закрыты пазовыми рейками (нащельниками) 20 и 25. Продольная прочность увеличивается за счет подлегарса 23, который у малых деревянных лодок предназначен служить опорой для банок (сидений). В нашем случае на него опирается кормовая банка.

Конструкции скуловых стрингеров также различны при фанерной и дощатой обшивках. В первом случае (см. рис. 5) скуловой стрингер 7 проходит внутри обшивки, во втором случае он состоит по толщине из двух частей: наружной 21 и внутренней 22, соединенных между собой шурупами.

Киль 1 при фанерной обшивке скрыт внутри корпуса мотолодки и днищевая обшивка правого и левого бортов смыкается у диаметральной плоскости мотолодки. Получающийся средний стык листов обшивки сострагивается на плоскость и закрывается фальшкилем 2.

При дощатой обшивке применяется показанная на мидель-шпангоуте конструкция составного киля.

Соединение днищевой ветви шпангоута (флортимберса) 3 и его бортовой ветви (топтимберса) 10 может производиться любым из показанных на мидель-шпангоуте способом как при фанерной, так и при дощатой обшивках. Соединение левой; и правой днищевых ветвей шпангоута у киля также не зависит от типа применяемой обшивки. Необходимо иметь в виду, что флоры 4 и скуловые кницы 9 могут быть изготовлены лишь из самой высококачественной авиафанеры. Если ее нет—лучше их делать из дуба или ясеня.

Водонепроницаемость при фанерной обшивке достигается уплотнением всех швов водостойким клеем, применяемым для склейки элементов конструкции мотолодки. При дощатой обшивке все пазы (швы) конопатят прядями обычной ваты.

Готовая мотолодка окрашивается масляными красками или нитрокрасками.

В случае изготовления обшивки и палубы из водостойкой фанеры, у которой наружная поверхность покрыта пленкой бакелитового лака, окраска поверхности мотолодки вообще не рекомендуется, так как краска неудовлетворительно держится на бакелитовой пленке. В этом случае обшивка остается с естественным цветом бакелизированной фанеры.

 


1 Конструктивным мидель-шпангоутом называют чертеж поперечного сечения судна, обычно по наиболее широкому месту, с показанными на нем сечениями основных частей корпуса судна. Конструктивный мидель-шпангоут позволяет судить о характере конструкции корпуса судна и его прочности.

 

 

 

 

 

Рис. 5. Конструктивный мидель-шпангоут:
Спецификация (размеры в мм):
I — основной тип с фанерной обшивкой: 1 — киль, сосна, 150X25;
2— фальшкиль, дуб, 50X15; 3— днищевая ветвь шпангоута (флортим-берс), сосна, 65X16; 4 — флор, авиационная фанера, толщиной 5; 5 — днищевый стрингер, сосна, 35X18; 6 — днищевая обшивка, авиационная фанера, толщиной 5; 7— скуловой стрингер, сосна, 25X30 (в чистоте); 8 — елань, сосна, 35X16 (промежутки — 15); 9 — скуловая кница (косынка) шпангоута, авиафанера, толщиной 5; 10 — бортовая ветвь шпангоута (топтимберс), сосна, 65X16 — у скулы, 55X16 — у борта; 11— бортовой стрингер, сосна, 35X18; 12—бортовая обшивка, авиационная фанера, толщиной 4; 13 — обвязка борта, сосна 18X25; 14 — буртик, дуб,
15X25, полукруглый; 15—планширь, дуб, 12X80; 16 — привальный брус, сосна, 18X35.
II — вариант с дощатой обшивкой: 17—резгнккль, сосна, I5CX22;
18 — киль, дуб, 50X18; 19 — днищевая обшивка, сосна, толщиной 8; 20 — днищевые нащельники, сосна, 12X30; 21 — скуловой стрингер,
наружный, дуб, 18X18 (в брусе); 22 — скуловой стрингер, внутренний, сосна 25X25 (в брусе); 23 — подлегарс, сосна, 20X40; 24 — бортовая обшивка, сосна, толщиной 7; 25 — бортовые нащельники, сосна, 10X30.
Детали, не показанные на миделе (для основного, фанерного варианта): форштевень, авиафанера в два слоя по 12; обшивка транца, авиафанера толщиной 12 (или с двух сторон по 6); накладка транца, дуб, 15X250; кница транца, дуб, толщиной 40; бимсы палубные, сосна, 16X60; мидельвейс, сосна, 16X60; палуба, авиафанера, толщиной 4; прямой бимс, сосна, 22X60; волнолом, дуб, 8X60; битенг (в случае его установки), дуб, наверху — 50X50, внизу — 35X35; банка кормовая, сосна, 25X280; пиллерс под банку, дуб 30X30; каркас дивана, сосна, толщиной 18; обшивка дивана, фанера березовая, толщиной 3; брештук и кницы бимсов, дуб, толщиной 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..