Для того, чтобы суда могли плавать при любой погоде и состоянии моря и
соответствовать своему назначению, они должны обладать необходимыми
эксплуатационными, тактико-техническими, экономическими и мореходными
качествами, которые связаны между собой и выражают определенные
возможности судна.
§ 9. Эксплуатационные качества морских судов
Эксплуатационные качества служат наиболее важными показателями
гражданских судов, определяя их назначение.
Грузоподъемность судна, измеряемая весом перевозимых грузов в тоннах,
определяет транспортные возможности судна. Принято различать полную
(валовую) грузоподъемность (называемую дедвейтом), в которую входят вес
перевозимого груза, пассажиров с багажом, воды, провизии, топлива, воды
для котлов, смазочных материалов, экипажа судна с багажом и расходных
материалов, и чистую грузоподъемность, включающую только вес
перевозимого груза и пассажиров с багажом, водой и провизией.
Грузовместимость судна (регистровая вместимость) измеряется объемом или
кубатурой судовых помещений, предназначенных для размещения в них
перевозимых грузов.
Единицей измерения грузовместимости судна служит регистровая тонна,
являющаяся в данном случае единицей объема, а не веса, и равная 2,83 м3.
Различают полную (валовую) вместимость (брутто-регистровую вместимость),
включающую объем всех судовых помещений под палубой и в надстройках, и
чистую вместимость (нетто- регистровую вместимость), получающуюся путем
вычета из валовой вместимости объема помещений, не предназначенных для
размещения в них грузов и пассажиров (помещение команды, служебных и
бытовых помещений, машинно-котельных отделений и т. п.).
Скорость хода судна измеряется в морских единицах – узлах. Один узел
равен одной морской миле (1852 м) в час, или 1852: (60X60) =0,514 м/сек
(например, говорят: судно идет со скоростью 15 узл, значит, оно проходит
1852x 15 = 27,78 км/час и т. д.). Скорость хода речных судов измеряется
в километрах в час.
Дальность плавания судна измеряется расстоянием, которое судно может
пройти с заданной скоростью хода без пополнения запасов топлива.
Современные суда, работающие на энергии расщепления атомного ядра, имеют
неограниченную дальность плавания.
Автономность судна измеряется длительностью пребывания судна в море (в
сутках) без пополнения запасов топлива, а также других расходных
материалов, необходимых для нормальной жизни людей на нем.
Маневренность судна – его способность во время хода изменять направление
движения и скорость хода.
Обитаемость судна характеризуется удобством размещения на нем экипажа и
пассажиров, а также составом и оборудованием бытовых помещений.
Автоматизация судовождения и управления судном-совокупность машин
программного действия, счетно-решающих устройств, навигационных и других
приборов и устройств автоматического управления, обеспечивающих
возможность, а также надежность применения на судах современных
эффективных установок и механизмов, работающих на высоких параметрах,
при сокращении обслуживающего их экипажа.
Оснащенность судна характеризуется количеством и качеством специального
оборудования, обеспечивающего эффективное использование судна в
соответствии с его назначением.
Прочность конструкций судна – способность элементов конструкций при
минимальном весе противодействовать внешним нагрузкам, действующим на
судно, устойчивость конструкций судна – неизменность формы конструкций
при воздействии на них внешних сил.
Способность конструктивных элементов судна противостоять разрушающему
воздействию различных физико-химических факторов (термостойкость,
ударостойкость, коррозионная стойкость, износостойкость и т. п.),
называется стойкостью материалов конструкции судна.