|
|
содержание .. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
§ 19. Архитектурные элементы подводных кораблей и судов
Рис. 37. Схемы поперечного сечения подводных лодок: а – однокорпусная; б – полуторакорпусная; в – двухкорпусная. 1 – прочный корпус; 2- прочная рубка; 3- сходные люки; 4 – ходовой мостик; 5 – ограждения; 6 – верхняя палуба; 7 – доковый киль; 8 – надстройка; 9 – главные балластные цистерны; 10 – легкий корпус. Эти переборки ограничивают распространение воды при затоплении отсеков лодки. На дизель-электрических подводных лодках поперечные переборки обычно располагаются исходя из условий обеспечения надводной непотопляемости при затоплении одного отсека и прилегающих цистерн главного балласта с одного борта. Современные американские атомные подводные лодки, предназначенные для плавания преимущественно в подводном положении, при затоплении одного любого отсека как в подводном, так и в надводном положении непотопляемостью не обеспечены. По высоте отсеки прочного корпуса разделяются платформами на несколько ярусов, число которых на атомных лодках доходит до четырех. Такое расположение помещений увеличивает полезную площадь платформ, приходящуюся на единицу объема лодки. В средней части прочного корпуса дизель-электрических лодок установлены прочные рубки, сверху закрытые легкими водонепроницаемыми рубками, являющимися ограждением, и обтекателями выдвижных устройств. В верхней части легкой рубки оборудуется крытый ходовой мостик для 3-5 наблюдателей. Атомные лодки имеют лишь легкие рубки, для уменьшения веса изготовляемые из алюминиевых сплавов или из пластиков, армированных сталью. Рис 38 Схема архитектурных элементов и общего расположения двух подводных лодок США: а – атомной типа «Итэн Аллен»; б – дизель-электрический типа «Балао». 1 – торпедные аппараты 2 -носовой торпедный отсек; 3 – жилые помещения; 4 – аккумуляторные батареи; 5 – центральныйпост(поступравления)6-поступравления ракетной стрельбой; 7-ракетный отсек; 8-помещение успокоителя качки 9-реакторный отсек 10 -отсек вспомогательных механизмов; 11 – отсек главных двигате – лей; 12 – кормовой торпедный отсек. На дизель-электрических и атомных лодках-ракетоносцах надстройки расположены по всей длине лодки. На атомных лодках, не имеющих вовсе надстроек, палубой служит верхняя часть прочного корпуса с нескользящим покрытием шириною около двух метров. Прочные рубки у них заменены выходной шахтой, представляющей собой вертикальный цилиндр или усеченный конус со средним диаметром около одного метра. Современные подводные лодки отличаются очень большим диапазоном подводного водоизмещения: от сверхмалой подводной лодки США («Минисаб») водоизмещением 0,20 т до атомной подводной лодки Франции (Е-1) водоизмещением 9000 г, с расчетной глубиной погружения свыше 600 м, скоростью подводного хода около 30 узл, с неограниченным районом плавания и подводной автономностью 74 суток. Совершенствование атомных энергетических установок открыло возможность использования судов подводного плавания в гражданском флоте. Экономическая целесообразность использования таких судов возрастает с ростом их водоизмещения. Впервые в мире в Советском Союзе используется бывшая подводная лодка ВМС, переоборудованная для научно-промысловых целей. Гражданские подводные лодки можно подразделить на грузовые, пассажирские и научно-исследовательские. К первому можно отнести спроектированные за рубежом атомные подводные транспортные суда, а к пассажирским подводным судам – уже эксплуатируемую прогулочную лодку «Огюст Пикар», плавающую в Женевском озере в Швейцарии. Научно-исследовательскими подводными лодками, применяющимися для глубоководных научных исследований, можно считать американские «Алюминаут» и «Элвин», а также японские «Иоммури» и «Куросио».
содержание .. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
|