§ 10. Тактико-технические (или боевые) качества
кораблей ВМС
Тактико-технические (или боевые) качества кораблей обеспечивают
выполнение поставленных перед нами задач, подобно тому как
эксплуатационные качества обеспечивают соответствие назначению
гражданских судов. Этими качествами являются:
боеспособность корабля – способность наносить удары по противнику с
целью его уничтожения, сохраняя или поддерживая при этом свое оружие и
технические средства;
живучесть корабля – способность его противостоять боевым и навигационным
повреждениям, воздействию пожаров, атомному и химическому оружию. Борьба
за живучесть корабля означает также борьбу за непотопляемость, тушение
пожаров, исправление повреждений корпуса и боевых установок и
переключение энергетических средств и их магистралей.
Остальными боевыми (или тактико-техническими) качествами кораблей
являются уже знакомые нам: скорость хода, маневренность, дальность
плавания, автономность и обитаемость.
§11. Экономические качества морских судов
Экономические качества судна рассматриваются в самом начале разработки
его проекта. Прежде всего устанавливается экономическая целесообразность
создания судна или его значение для прогресса в той отрасли народного
хозяйства, для которой судно предназначается.
Достижение наилучших экономических качеств обеспечивается при выборе
1) оптимальных главных элементов судна (главных размерений, мощности
установок, оснащенности и т. д.), обеспечивающих сокращение до минимума
непроизводительного времени (при стоянках под погрузочно-разгрузочными
операциями и т. п.) и увеличение времени нахождения судна в море за
навигацию, на промысле и т. п.;
2) оптимальных режимов работы судна (скорости хода, производительности
промыслового и перерабатывающего оборудования), обеспечивающих при
наименьших затратах времени и энергии достижение наилучших показателей;
3) оптимальной технологии постройки судна (определение способа его
постройки и назначение завода-строителя, наилучшим образом
приспособленного для такого строительства). Основным экономическим
качеством является рентабельность судна – окупаемость (в определенные
сроки) затрат на его создание и эксплуатацию, т. е. прибыль, получаемая
при эксплуатации судна (перевозка грузов, добыча и переработка продукции
промысла и т. п.)
Возможна постройка судов, нерентабельность которых заранее известна, но
совершенно оправданна, например постройка судов, при эксплуатации
которых осваиваются новые способы получения энергии, новые районы и виды
промысла, отрабатываются новые механизмы, приборы и устройства.