ФИГУРНЫЕ СТИХИ

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77 

 

 

 

ФИГУРНЫЕ СТИХИ

 

 В старой традиции, идущей от барокко, в качестве одного из дополнительных средств воздействия на читателя было изображение стихотворения не в обычной, традиционной форме, а в виде какой-либо фигуры. Это могло быть сердце, веер, ромб, чаша, и так далее. Пока поэзия была рукописной, сделать стихотворение в виде рисунка было не столь уж сложно,— нужен был лишь опытный переписчик с навыками рисовальщика. Когда книги стали печататься, заставить наборщиков исполнить фигурный текст стало не так просто, поэтому XVIII и XIX век дали значительно меньше фигурных стихов. Некоторое оживление наступило, когда книгопечатание стало более совершенным и появилась возможность уже и типографски воспроизводить рисованную, фигурную поэзию. Но и тогда она оставалась достоянием экспериментаторов, причем, как правило, не самых высококвалифицированных (видимо, такая графика казалась слишком очевидной и имеющей слишком давние традиции, чтобы восприниматься в качестве подлинного новаторства). В современной поэзии «изопами» занимался Андрей Вознесенский, позднее он перешел к еще более сложной форме рисованной поэзии, от которой уже всего лишь шаг до поэзии вне-словесной (об этом — подробный разговор двух поклонников различных форм авангардистской поэзии С. Бирюкова и Ры Никоновой и журнале «Новое литературное обозрение», 1993, № 3). См. также пояснение слова «графика» в нашем словарике. В качестве примера мы приведем лишь единственное фигурное стихотворение «Кочерга», написанное не всерьез, а являющееся пародией на попытки в таком роде Ивана Рукавишникова: «Этой штукой, гремя и звеня, бьет частенько супруга меня» (Евг. Венский).

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77