АНАГРАММА

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77 

 

 

 

АНАГРАММА

 

 

 В обычном словоупотреблении под анаграммой понимается перестановка звуков в словах таким образом, чтобы из одного слова получилось совсем другое, а первое осталось зашифрованным. В нашей книге уже

говорилось о том, что свое «Письмо о правилах российского стихосложения» Антиох Кантемир подписал именем Харитон Макентин, что является полной анаграммой настоящего имени. В теории стиха, однако, под анаграммой понимается несколько другое.

Впервые об анаграммах в стихе заговорил прославленный швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, попытавшийся найти в звуках различных стихотворений скрытые, зашифрованные слова, получающиеся при перестановке их звуков (причем не обязательно полно шифруемые). Он не довел своих исследований до конца, и они стали известны только после его смерти, произведя на исследователей стиха очень сильное впечатление. В русской науке, как кажется, впервые Вяч.Вс.Иванов продемонстрировал полную анаграмму в четверостишии Мандельштама:

 

 

 

Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь, —
Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож...

 

 

 

 

 

Здесь название города не только названо впрямую, но и проговорено звуками остальных слов: уронишь, проворонишь, выронишь,* вернешь, ворон + нож. Но еще ранее, в 20-е годы, ученик Вяч. Иванова по Бакинскому университету М.С. Альтман, впоследствии ставший замечательным филологом, пристально вслушивавшимся в ткань художественной речи, подверг специальному анализу цикл сонетов Иванова «Золотые Завесы» и обнаружил в нем девятый сонет:

 

 

 

 

Есть мощный звук: немолчною волной

В нем море Воли мается, вздымая

Из мутной мглы все, что — Мара и Майя

И в маревах мерцает нам — Женой.
Уст матерних в нем музыка немая,
Обманный мир, мечтаний мир ночной...
Есть звук иной: в нем вир над глубиной

Клокочет, волн гортани разжимая.

 

 

 

Два звука: «мощный звук» и «звук иной» сочетаются

 

 

здесь в сочетания МАР (вдобавок еще и МА, и простое М) и ГАР, поддержанные многочисленными «т» и ударными «и», из чего внимательный читатель получает зашифрованное и не произнесенное в катренах имя МАРГАРИТА. И уже как подтверждение разгадки звучит сначала строка «Два звука в Имя сочетать умей», подсказывающая, что нужно сделать читателю, а затем слова «жемчужный», «жемчужина» (что является переводом слова «Маргарит») и наконец, последним словом стиха — само имя: «Сирена Маргарита».

Надо сказать, что далеко не всегда попытки найти анаграммы в стихах являются убедительными (см. об этом статью, содержащую и библиографию: Баевский B.C., Кошелев А.Д. Поэтика Блока: анаграммы // Ученые записки Тартуского гос. университета. Тарту, 1979. Вып. 459).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77