|
|
содержание .. 70 71 72 73 74 75 76 77
ОМОНИМИЧЕСКАЯ И ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА
Высшим пределом точной рифмы является та, в
которой совпадают все звуки рифмующихся слов. А это возможно только
тогда, когда слова одинаковы. Легко догадаться, что это бывает там, где
перед нами или омонимы (то есть слова, одинаково звучащие, но
обозначающие разные предметы) или же простое повторение слова. Первая
рифма называется омонимической, а вторая — тавтологической (термин
тавтология и обозначает повторение одинаковых или однокореиных слов, не
разошедшихся еще по значению; то, что в просторечии обозначается «масло
масляное»). И омонимическая, и тавтологическая рифма сравнительно редки
в поэзии: первая потому, что омонимов в языке, как правило, не так уж
много, а вторая — потому что ее запрещают правила «поэтического
приличия». Соблазну опробовать одинаково звучащие рифмы чаще подвержены
или молодые поэты, пробующие различные приемы для создания собственного
стиля, или же заведомые экспериментаторы, играющие редкостными
созвучиями.
Стремясь с прилежностью отличной Себя не скупо
отличить, Зерна от плевел, глас надменный стих,
И пережил вольнолюбивый стих Того, кто ведал
Третьим отделением.
Изобретательность здесь несомненна, но временами она переходит границы реального звучания речи и выливается в натяжки, как в его же «Эпитафии на могиле судьи»:
Подсудимого на срок.
Различие словоразделов в сочетаниях «нас, рок» и «на срок» столь силен, что они почти уже и не воспринимаются как одинаково звучащие. А вот пример из ранних стихов Олега Чухонцева, где речь идет о человеке, пьющем из ведра, только что набранного в колодце:
содержание .. 70 71 72 73 74 75 76 77
|
|
|