МЛ. Гаспаров. Русские стихи 1890-х —1925-го годов в комментариях. М.,
1993. С. И—30.
В.В. Маяковский. Как делать стихи // Полн. собр. соч. Т. 13 (или любое
другое издание).
В список включены и некоторые работы, названные в
примечаниях, если они имеют значение не специальное, а
общестиховедческое. Не стали мы включать многие ценные исследования,
опубликованные в зарубежных и малотиражных (и тем самым практически
недоступных) русских изданиях. Более подробная библиография: Штокмар
М.П. Библиография работ по стихосложению. М., 1934; Штокмар М.
Библиография работ по стихосложению // Литературный критик. 1936. № 8—9;
Штокмар М.П., Руднев П.А. Общее и русское стиховедение: Систематический
указатель литературы, изданной в СССР на русском языке с 1936 по 1957
год // Проблемы теории стиха. Л., 1984; Гиндин С.И. Общее и русское
стиховедение: Систематический указатель литературы, изданной в СССР на
русском языке с 1958 по 1974 гг. // Исследования по теории стиха. Л.,
1978; Баевский B.C., Руднев ПЛ. Библиография советской стихорусистики за
1974 год // Ученые записки Тартуского гос. университета. Тарту, 1977.
Вып. 420; Руднев ПЛ. Библиография советской стихорусистики за 1976 год
// Ученые записки Тартуского гос. университета. Тарту, 1981. Вып. 587;
Гиндин С.И. Структура стихотворной речи: Систематический указатель
литературы по общему и русскому стиховедению, изданной в СССР на русском
языке с 1974 по 1982 г. М., 1982. вып. 1—3. Для первоначального
знакомства с библиографией стиховедческой литературы можно использовать
списки книг и статей в книгах М.Л. Гаспаро-ва (которые вообще
настоятельно рекомендуем изучать всякому интересующемуся): Гаспаров МЛ.
Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974; Он же. Очерк
истории русского стихосложения: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.,
1984; Он же. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.
Справки об отдельных вопросах теории стиха начинающие исследователи
могут получить в статьях «Энциклопедического словаря юного
литературоведа» (М., 1987).
Английский сонет XVI—XIX веков. М.: Радуга, 1990. —
700 с.
Андреевский С.А. Вырождение рифмы // Мир искусства. 1901. № 5. С.
211—236 (перепечатно в кн.: Андреевский С.А. Литературные очерки. СПб.,
1902. С. 427—469).
Ars poetica. М.: ГАХН, 1927—1928. Вып. I—II.
Асеев Н. Дневник поэта. Л.: Прибой, 1929. — 227 с.
Астахова А.М. Из истории и ритмики хорея // Поэтика: Сб. статей. Л.:
Academia, 1926. Вып. I. С. 54—66.
Баевский B.C. Стих русской советской поэзии. Смоленск, 1972.
— 144 с.
Баевский B.C., Ибраев Л.М., Кормилов С.И., Сапогов В.А. К истории
русского свободного стиха // Русская литература. 1975. № 3. С. 89—102.
Белый Андрей. Жезл Аарона: О слове в поэзии // Скифы. Пг.: Скифы, 1917.
С. 155—212.
Белый Андрей. Ритм как диалектика и «Медный всадник». М.: Федерация,
1929. — 279 с.
Белый Андрей. Символизм. М.: Мусагет, 1910. — 638 с.
Бернштейн С. Стих и декламация // Русская речь. Новая серия. Л.:
Academia, 1927. Вып. I. С. 7—41.
Бицилли П.М. Этюды о русской поэзии. Прага: Пламя, 1926. — 285 с.
Бобров С. Записки стихотворца. М.: Мусагет, 1916. — 95 с.
Божидар [Б.П. Гордеев]. Распевочное единство. М.: Центрифуга, 1916. — 86
с.
Бонди С.М. О Пушкине. М.: Худ. литература, 1983. — 480 с.
Бонди С.М. О ритме // Контекст 1976: Литератур но-теоретичес-кие
исследования. М.: Наука, 1976. С. 100—129.
Бонди С.М. Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков // Тредиа-ковский.
Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1935. С. 82—113.
Брик О.М. Звуковые повторы // Поэтика: Сборники по теории поэтического
языка. Пг., 1919. С. 58—98.
Брик О.М. Ритм и синтаксис // Новый леф. 1927. № 3—6.
Брюсов В.Я. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по
строфике и формам. М.: Геликон, 1918. — 200 с. (Значительная часть книги
перепечатана в: Брюсов В. Собр. соч. в 7 т. М.,
1973. Т. 2—3).
Брюсов В.Я. Среди стихов. М.: Сов.писатель, 1990. — 720 с.
Бухштаб Б.Я. О структуре русского классического стиха // Ученые записки
Тартуского гос. университета. Тарту, 1969. Вып. 236. С. 384—408.
Вейдле В. Эмбриология поэзии: Введение в
фоносемантику поэтической речи. Париж, 1981. — 296 с.
Винокур Г.О. Филологические исследования. М.: Наука, 1990. — 454 с.
Вишневский К.Д. Балладная строфа // Поэтика и стиховедение. Рязань,
1984. С. 267—282.
Вишневский К.Д. Русская метрика XVIII века // Ученые записки Пензенского
и Рязанского гос. пед. институтов. Пенза, 1972. Вып. 123. С. 129—158.
Гаспаров МЛ. Второй кризис русской рифмы // Ученые записки Тартуского
гос. университета. Тарту, 1981. Вып. 587. С. 13—27.
Гаспаров МЛ. Дериваты русского гексаметра: О границах семантического
ореола // Res philologica. М.; Л.: Наука, 1990. С. 330—342.
Гаспаров МЛ. Избранные статьи. М.: Новое лит. обозрение, 1995.
— 480 с.
Гаспаров МЛ. Метр и смысл: К семантике русского трехстопного хорея //
Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35. № 4. С.
357—366.
Гаспаров МЛ. Первый кризис русской рифмы // Ученые записки Тартуского
гос. университета. Тарту, 1977. Вып. 420. С.59—
70.
Гаспаров МЛ. Ритм и синтаксис: Происхождение «лесенки» Маяковского //
Проблемы структурной лингвистики 1979. М.: Наука, 1981. С. 148—168.
Гаспаров МЛ. Ритмико-синтаксическая формульность в русском 4-стопном
ямбе // Проблемы структурной лингвистики 1983. М.: Наука, 1986. С.
181—199.
Гаспаров МЛ. Ритмический словарь и ритмико-синтаксические клише//
Проблемы структурной лингвистики 1982. М.: Наука, 1984. С. 169—185.
Гаспаров МЛ. «Рондо» А.К. Толстого // Анализ одного стихотворения. Л.:
Изд. Ленинградского университета, 1985. — С. 181—187.
Гаспаров МЛ. Семантический ореол метра: К семантике русского
трехстопного ямба // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. С. 282—308.
Гаспаров МЛ. Цепные строфы в русской поэзии начала XX века // Русская
советская поэзия и стиховедение. М., 1969.
Гаспаров МЛ. Тынянов и проблема семантики метра // Тыняновский сборник:
Первые Тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1984. С. 105—113.
Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М.: Сов.
писатель, 1982. — 365 с.
Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М.: Наука,
1973. — 276 с.
Гречишкин С.С., Лавров А.В. О стиховедческом наследии Андрея Белого //
Ученые записки Тартуского гос. университета. Тарту, 1979. Вып. 515. С.
97—139.
Гроссман Л/7. Онегинская строфа // Пушкин. М.: ГИЗ, 1924. Вып. 1. С.
117—161 (Перепеч. в кн.: Гроссман Л.П. Борьба за стиль. М.: Никитинские
субботники, 1927. С. 62—121).
Егоров Б.Ф. Аксиоматическое описание русских систем стихосложения //
Искусство слова. М.: Наука, 1973. С. 383—392.
Ермилова Е.В. Маяковский и современный русский стих // Маяковский и
советская литература. М.: Наука, 1964. С. 231—256.
Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975. — 664 с.
Жовтис АЛ. Стихи нужны... Алма-Ата: Жазушы, 1968. — 270 с.
Жовтис АЛ. О способах рифмования в русской поэзии // Вопросы
языкознания. 1969. № 2. С. 64—75.
Зелинский КЛ. Поэзия как смысл: Книга о конструктивизме. М.: Федерация,
1929. — 316 с.
Иванов Вяч.Вс. Из наблюдений над одой XVIII века //Лингвистика и
поэтика. М.: Наука, 1979. С. 174—187.
Измайлов Н.В. Из истории русской октавы // Поэтика и стилистика русской
литературы. Л., 1971. С. 102—110.
Илюшин АЛ. К истории Онегинской строфы // Замысел, труд, воплощение...
М.: Изд. Московского университета, 1977. С. 92—100.
Илюшин АЛ. Русское стихосложение. М.: Высшая школа, 1988.
— 168 с.
Исследования по теории стиха. Л.: Наука, 1978. — 232 с.
Карпов А.С. Стих и время. М.: Наука, 1966. — 404 с.
Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 375
с.
Кенигсберг М.М. Из стихологических этюдов. 1. Анализ понятия «стих» /
Публ. С.Ю.Мазура и М.И.Шапира // Philologica. 1994. Т. I. № 1/2. С.
149—185.
Кипарский П. Ударение, синтаксис и метр // Новое в зарубежной
лингвистике. М.: Прогресс, 1980. Вып. 9. С. 379—402.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986. — 205 с.
Кожевникова НЛ. Звуковая организация текста в произведени-
ях А.С. Пушкина // Проблемы структурной лингвистики
1985— 1987. М.: Наука, 1989. С. 278—324.
Колмогоров А.Н. К изучению ритмики Маяковского // Вопросы языкознания.
1963. № 4. С. 64—71.
Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. О дольнике современной русской поэзии //
Вопросы языкознания. 1963. № 6; 1964. № 1.
Кормилов С.И. Русская метризованная проза (прозостих) конца
XVIII—XIX века // Русская литература. 1990. № 4. С. 31—44.
Кормилов С.И. Русская метризованная проза 1900-х годов // Известия
Академии наук. Серия литературы и языка. 1992. Т. 51. № 4. С. 35—39.
Ларин Б Л. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худ. литература,
1974. — 288 с.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Д.:
Просвещение, 1972. — 272 с.
Лотман Ю.М., Лотман Мих.Ю. Вокруг X главы «Евгения Онегина» // Пушкин:
Исследования и материалы. Д.: Наука, 1986. Т. XII. С. 124—151.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. — 384
с.
Маймин Е.С. Русский вольный ямб и стих «Горя от ума» // А.С. Грибоедов:
Творчество. Биография. Традиции. Д.: Наука, 1977. С. 73—85.
Максимов Д.Е. О стихе Брюсова: Из предварительных наблюдений // Ученые
записки Ленинградского пед. института. Д., 1959. Т. 198. С. 265—269.
Марков В.Ф. О свободе в поэзии. СПб.: Изд. Чернышева, 1994.
— 366 с.
Матяш С.А. Басенный и драматический вольный ямб: К проблеме генезиса
стиха комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Русская литература. 1984.
№ 1. С. 182—188.
Матяш С.А. Метр, синтаксис и рифма в композиции вольного стиха //
Вестник Ленинградского университета: История. Язык. Литература. 1984. №
8. Вып. 2. С. 46—52.
Матяш С.А. Русский драматический вольный стих XVIII—XIX вв. в сравнении
с французским и немецким и проблема типологии драматического вольного
стиха // Ученые записки Тартуского гос-.университета. Тарту, 1985. Вып.
709. С. 114—128.
Минералов Ю.И. О путях эволюции новой рифмы // Ученые записки Тартуского
гос. университета. Тарту, 1977. Вып. 420. С. 40—58.
Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология
по истории русского стиха / Сост., автор статьи и примеч. В.Е.
Холшев-ников. 2-е изд., испр. и доп. Д.: Изд. Ленинградского
университета, 1987. — 606 с.
Недоброво Н.В. Ритм, метр и их взаимоотношение // Труды и дни. 1912. №
2. С. 14—23.
Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и
теории. Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1991. — 200 с.
Панов М.В. Ритм и метр в русской поэзии: Статья первая. Звуковой ярус //
Проблемы структурной лингвистики 1985—1987. М.: Наука, 1989. С. 340—371.
Панов М.В. Ритм и метр в русской поэзии: Статья вторая. Словесный ярус
// Поэтика и стилистика 1988—1990. М.: Наука, 1991. С. 3—23.
Пейсахович МЛ. Онегинская строфа в поэмах Лермонтова // Научные доклады
высшей школы: Филологические науки. 1969. № 1. С. 25—38.
Поливанов Л. Русский александрийский стих // Расин Ж. Гофо-лия. М.,
1892. С. XCVI—CLXI.
Проблемы поэтики. М.; Л.: Земля и фабрика, 1925. — 206 с. Проблемы
стиховедения. Ереван: Изд. Ереванского ун-та, 1976.
— 276 с.
Проблемы теории стиха. Л.: Наука, 1984. — 256 с.
Пяст В.А. Современное стиховедение. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде,
1931. — 377 с.
Розанов И.Н. Литературные репутации. М.: Сов. писатель, 1990.
— 464 с.
Рудаков С.Б. Ритм и стиль «Медного всадника» // Пушкин: Исследования и
материалы. Л.: Наука, 1979. Вып. IX. С. 294—324.
Руднев П.А. Введение в науку о русском стихе. Тарту, 1989. Вып. I. — 121
с.
Руднев ПЛ. Метрический репертуар В.Брюсова // Брюсовские чтения 1971
года. Ереван: Советакан грох, 1973. С. 309—349.
Руднев П.А. Опыт описания и семантической интерпретации полиметрической
структуры поэмы Блока «Двенадцать» // Ученые записки Тартуского гос.
университета. Тарту, 1971. Вып. 266.
С. 195—221.
Русский сонет. XVIII — начало XX века. М.: Московский рабочий, 1983. —
560 с.
Русское стихосложение XIX века: Материалы по
метрике и строфике русских поэтов. М.: Наука, 1979. — 454 с.
Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. М.: Наука, 1985. —
328 с.
Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. Изд. 2-е. М.: Худ. литература,
1982. — 352 с.
Серков С.Р. К истории русской одической строфики: Версифи-кационные
эксперименты Ф.Н. Глинки // Вестник Московского университета. Серия 9:
Филология. 1985. № 2. С. 77—82.
Сонет серебряного века: Русский сонет конца XIX — начала XX века. М.:
Правда, 1990. — 768 с.
Тарановски К. Руски двоеделни ритмове. Београд, 1953. — 268 с.
Тарановский К. Из истории русского стиха XVIII века: одическая строфа
AbAbCCdEEd в поэзии Ломоносова // XVIII век. Сб. 7: Роль и значение
литературы XVIII в. в истории русской культуры. М.; Л.: Наука, 1966. С.
106—115.
Тарановский К. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики //
American Contributions to the V International Congress of Slavists. The
Hague: Mouton, 1963. Vol. I. P. 287—332.
Тарановский К. О ритмической структуре русских двусложных размеров //
Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1972. С. 420—429.
Теория стиха. Л.: Наука, 1968. — 316 с.
Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха XVII— XIX вв. М.:
Гослитиздат, 1958. — 424 с.
Тимофеев Л.И. Проблемы стиховедения. М.: Федерация, 1931.
— 232 с.
Тимофеев Л.И. Слово в стихе. 2-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1987. —
422 с.
Томашевский Б.В. О стихе. Л.: Прибой, 1929. — 328 с.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. 6-е изд. М.; Л.: ГИЗ, 1931.
—239 с.
Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л.: Учпедгиз, 1959. — 535
с.
Томашевский Б.В. Стих и язык: Филологические очерки. Л.: Гослитиздат,
1959. — 471 с.
Б.В.Томашевский и Московский лингвистический кружок / Публ. Л.С.
Флейшмана // Ученые зАписки Тартуского гос. университета. Тарту, 1977.
Вып. 422. С. 103—132.
Тренин В.В. В мастерской стиха Маяковского. М.:
Сов. писатель, 1937. — 212 с. (переиздание — М.: Сов. писатель, 1978).
Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии. М.: Прогресс, 1987. — 560
с.
Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.: Высшая школа, 1993. — 320 с.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. Теория литературы. Кино. М.: Наука, 1977. — 577 с.
Федотов О.И. Фольклорные и литературные корни русского стиха. Владимир,
1981. — 180 с.
Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М.: Искусство,
1970. — 328 с.
Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Изд. 2-е.
Л.: Изд. Ленинградского университета, 1972. — 168 с.
Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л.: Изд. Ленинградского
университета, 1991. — 256 с.
Чудовский В. Несколько мыслей к возможному учению о стихе // Аполлон.
1915. № 8/9. С. 58—69.
Чудовский В. Несколько утверждений о русском стихе // Аполлон. 1917. №
4/5. С. 58—69.
Шаламов В. Звуковой повтор — поиск смысла // Семиотика и информатика.
М., 1976. Вып. 7. С. 128—144.
Шапир М.И. Гексаметр и пентаметр в поэзии Катенина // Philo-logica.
1994. Т. 1. № 1/2. С.43—107.
Шапир М.И. «Семантический ореол метра»: термин и понятие //Литературное
обозрение. 1991. № 12. С. 36—40.
Шапир М.И. Metrum et rhythmus sub specie semioticae // Даугава. 1990. №
10. С. 63—87.
Шенгели Г. Практическое стиховедение. Изд. 2-е. Л.: Прибой, 1926. — 128
с.
Шенгели Г. Трактат о русском стихе. Ч. I: Органическая метрика. М.; Пг.:
ГИЗ, 1923. — 183 с.
Шервинский С.В. Ритм и смысл. М.: Изд. АН СССР, 1961. — 272 с.
Штокмар М.П. Исследования в области русского народного стихосложения.
М.: Изд. АН СССР, 1952. — 454 с.
Штокмар М.П. Рифма Маяковского. М.: Сов. писатель, 1958. — 148 с.
Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. Пб., Опояз, 1922. —
200 с. — Перепеч. в кн.: Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Сов. писатель,
1969. С. 327—511
Эйхенбаум Б.М. О камерной декламации // Эйхенбаум
Б.М. О поэзии. С. 512—541.
Эткинд Е. Материя стиха. Париж, 1978. — 506 с.
Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М.: Детская литература, 1970. — 239 с.
Якобсон P.O. Брюсовская стихология и наука о стихе // Научные известия
Академического центра Наркомпроса. М., 1922. Вып.
2. С. 222—240.
Якобсон P.O. О чешском стихе, преимущественно в сопоставлении с русским.
Берлин; М.: ГИЗ, 1923. — 120 с.
Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — 464 с.
Якубинский Л.П. О звуках стихотворного языка // Сборники по теории
поэтического языка. Пг., 1919. С. 37—49. Перепечатано: Якубинский Л.П.
Избранные работы: Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С.
163—176.