ГРАФИКА (в стихах)

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77 

 

 

 

ГРАФИКА (в стихах)

 

 Помните, в самом начале, обсуждая термин «стих», мы говорили о «лесенке» и «столбике» как способе интонационной выразительности? Несомненно, это так. Но не менее значимо и то, что таким расположением строчек на белом поле страницы поэт не только придавал особую выразительность их произнесенной интонации, но и стремился соединить воздействие стиха с воздействием рисунка.

По-настоящему книжное дело стало частью поэзии в

начале XX века. Поэты XVIII и XIX веков при печатании своих стихов не очень заботились о чем-либо, кроме опрятности и четкости печати, подбора виньеток из существующего уже набора да иногда еще — качества бумаги. Для поэтов же русского символизма была существенной игра и на внешности книг: красочная (или, наоборот, только шрифтовая, но продуманная художником специально) обложка, необычный (увеличенный или, напротив, уменьшенный; почти квадратный или вытянутый в ту или другую сторону) формат, особая бумага, иллюстрации или их отсутствие — все это обдумывалось, обсуждалось и особо отмечалось в отзывах. Еще более радикальны стали в этом отношении футуристы, которые ввели в свое определение поэзии и способ ее воспроизведения. Поскольку они не были богаты, то пользовались преимущественно «домашними» способами разнообразить единство книжного оформления и смысла стихов. Специальное значение придавалось «само-письму», то есть или буквальному переписыванию книжек от руки (или под копирку), или литографскому воспроизведению, сохраняющему внешность почерка. Книги могли печататься на специальной шокирующей бумаге (например, на обратной стороне дешевых обоев или на бумаге оберточной), иллюстрироваться шокирующими рисунками (и потому они время от времени конфисковывались не из-за содержания, а из-за внешности). И естественно, все это не могло не сказаться на внешности самих стихов. «Само-письмо» должно было восприниматься именно так, как оно было изображено, то есть со всеми особенностями почерка, орфографии и пунктуации поэта (А. Крученых, более всего занимавшийся распространением рукописных книг, даже специально цитировал рассуждение 3. Фрейда об оговорках и описках, чтобы продемонстрировать важность нестандартности написания), книги Ильи Зданевича или Игоря Терентьева использовали специальные типографские ухищрения, а Василий Каменский создал специальный жанр «железобетонных поэм», где слова были расположены в особом порядке и должны были читаться по-особому (подробно об этом см. в книге: Каменский Василий. Танго с коровами. Степан Разин. Звучаль веснеянки. Путь энтузиаста. М., 1990. Специально о книжном искусстве футуристов написана замечательная книга: Ковтун Е. . Русская футуристическая книга. М., 1990, а о графике

русского стиха и прозы написал книгу американский филолог Дж. Янечек: Janecek G. The Look of Russian Literature: Avant-Garde Visual Experiments 1900-1930. — Princeton, 1984).

В редуцированной, ослабленной форме такое стремление к специальному, умышленному расположению строчек на листе книги и дало лесенку Маяковского и Андрея Белого. См. также объяснение термина «фигурные стихи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77