ЯМБ

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ЯМБ

Как уже говорилось, в XVIII веке ямб был господствующим размером, что определялось законами соотношения ритма и жанра (по подсчетам К.Д. Вишневского, на данные которого мы будем опираться и в дальнейшем44), всего на долю ямба приходилось 348 тысяч стихов из 420 двадцати тысяч подсчитанных по всей стихотворной продукции века, то есть около 83%). Из них господствовали шестистопный

— чуть менее половины всех ямбов, четырехстопный — около трети, и вольный — приблизительно шестая часть45.

В дальнейшем развитии поэзии почти неуклонно падает доля шестистопников (четверть всех ямбов в первой трети

XIX века, 6% во второй трети, затем вдруг он резко — до 16% возрастает в конце века, а позже вообще перестает играть сколько-нибудь значительную роль), резко возрастает почти неупотребительный в XVIII веке пятистопный ямб (и в современной, начиная с 1950-х годов, поэзии он практически уравнивается с самым частым четырехстопником; был период, когда он даже превосходил его количественно). Наиболее стабильно выглядит четырехстопный ямб, все время занимающий или первое или второе место среди всех ямбов.

Но это — закономерности внутри ямба, а сам он также меняет свое значение среди всех стихотворных размеров. Если в XVIII веке он господствует с подавляющим преимуществом, то в первой трети XIX века доля его опускается до 76%, во второй трети — до 64%, в конце века — до 57%, в XX веке — несколько менее половины. Таким образом, из сухих и мало что говорящих не следящему за стиховедческими проблемами читателю цифр можно сделать довольно существнные выводы:

1) открывая томик поэта XVIII века, мы почти наверняка попадаем в мир ямба, и лишь от пристрастий к определенным жанрам будет зависеть, какой из этих ямбов будет преобладать: предпочитающий басни Хемницер или автор «Душеньки» Богданович скорее окажутся мастерами вольных ямбов, а одописец Петров — четырехстопника. Даже

у главного экспериментатора века Державина ямб будет господствовать.

2) В начале XIX века у читателя также есть серьезная вероятность попасть в царство ямба: у Баратынского ямбы составляют 92,3%, у Батюшкова — 89,5%, у Тютчева — 84,4%, у Пушкина — 83,4% (очень близко к средней пропорции). Но в то же время обнаруживаются и значительные отклонения от этих цифр: у Дельвига доля ямбов опускается до 54%, а у Жуковского составляет 56,6 %46.

3) С середины XIX века вероятность появления ямба становится гораздо менее значительной: у образцового для этой эпохи Я.П. Полонского ямбов чуть более половины (51,6 %). Резко упадет додя ямбов (как и вообще всех классических размеров) лишь у поэтов 10—20-х годов, вплоть до практически полного отсутствия у Маяковского. Но с 30-х годов, со времени ориентации всей подверженной указаниям сверху советской поэзии на «простоту», доля ямба снова растет, приближаясь к половине всех случаев.

В связи с этим меняется и отношение к конкретным формам ямба: строго урегулированный шестистопник и не менее строго жанрово привязанный вольный ямб появляются все реже, становясь в наши дни раритетом, короткие (двух- и трехстопные) и сверхдлинные (семистопники, не бывшие сверхредкостью у Бальмонта, и более протяженные) сохраняют ограниченность в использовании, а на первый план выходят четырех- и пятистопный, наиболее универсальные и уже со времени Пушкина чаще всего употреблявшиеся. Сферу применения ямбов разной стопности хорошо иллюстрируют два примера, разделенные почти полутора веками. Как вы помните (мы цитировали эти строки в начале книги) Пушкин начинает «Домик в Коломне» строкой: «Четырехстопный ямб мне надоел», заменяя четырехстопник пятистопником, уже не бывшим такой редкостью к 1830-м годам, но все же еще обладавшим ореолом относительно «нового» размера, лишь недавно ставшего широко употребляться. В 1970-е годы эту строчку буквально повторит Давид Самойлов, только сделает это в рамках совсем другого ямбического размера:

 

 

 

Четырехстопный ямб
Мне надоел. Друзьям

Я подарю трехстопный,
Он много расторопней...
В нем стопы словно стопки —
И не идут колом.
И рифмы словно пробки

В графине удалом.
Настоянный на корках

Лимонных и иных,
Он цвет моих восторгов

Впитал, трехстопный стих.

 

 

И для внимательного читателя, наверное, станет понятно, почему Пушкин мог заменить четырехстопный ямб пятистопным, а Самойлов — уже не мог и ему понадобился трехстопный: для Пушкина пятистопный ямб был относительной новинкой, а уж пятистопник без цезуры — особенно (мы уже говорили о том, что прежде Пушкин писал

— да и сам в том признавался — цезурованным пятистопным ямбом, а «Домик в Коломне» отметил важный момент перехода). Для Самойлова же пятистопный ямб являлся столь же употребительным, как и четырехстопный, поэтому он должен был выбрать тот, который обладал меньшей распространенностью,— и в соответствии с желанием написать поэму «Последние каникулы», из вступления к которой мы процитировали фрагмент, стихом легким и летящим — выбрал именно трехстопный ямб.

 

 

 

ЗАДАНИЕ ДЕСЯТОЕ

А какой еще из ямбических размеров мог выбрать современный поэт при такой же внутренней установке на отказ от надоевших размеров? И как бы, с вашей точки зрения, повлияло это на смысловую структуру стиха?

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..