РИТМИКА СВОБОДНОГО СТИХА

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

РИТМИКА СВОБОДНОГО СТИХА

 



Истоки свободного стиха находят еще в XVIII веке; знамениты фетовские попытки верлибра — «Нептуну Левер-рье» и еще несколько стихотворений (которые достаточно едко пародировал Тургенев):



Здравствуй!
На половинном пути
К вечности, здравствуй, Нептун! Над собою
Слышишь ли шумные крылья и ветер,
Спертый нагрудными сизыми перьями? Здравствуй!

Нет мгновенья покою;
Вслед за тобою летящая
Феба стрела, я вижу, стоит С визгом перья поджавши, в эфире.

 

 

Впрочем, «свободностъ» такого стиха была весьма относительна: на самом деле это нерифмованный разностопный дольник, совершенно явно ориентированный на разностопный дактиль (посчитайте, сколько в приведенном нами отрывке стихов правильного дактиля и какой они длины/стопности). Лишь в начале XX века появился истинный верлибр, где всякая урегулированность ударений специально избегалась. У разных поэтов он возникал по-разному: у М.Кузмина в «Александрийских песнях» (писались в 1904—1908 гг., впервые частично опубликованы в 1906 г.) это были тексты к музыкальным произведениям; у Блока знаменитое «Когда вы стоите на моем пути...» воспринимается как осознанная система «МИНУС-ПРИЕМОВ» (термин, введенный Ю.М. Лотманом), то есть отказов от всех форм традиционного поэтического построения: регулярного ритма, даже слабо ощущаемой закономерности чередования ударений, равноударности, рифмы, строфы, ритма каких-то отдельных частей стиха; ранние хлебниковские опыты («Сад») ориентированы на библейскую прозу и т.д. Позднее сказалось влияние зарубежной поэзии, где в XX веке верлибр стал господствующей формой стиха.

Но и до сих пор свободный стих скорее остается изолированным островом в современной поэзии: опыты его есть у подавляющего большинства поэтов, однако истинной системы он не создал. Именно об этом свидетельствуют попытки создания антологий, специально собирающих только русский свободный стих, его фестивалей и т.п. Необходимость искусственно поддерживать интерес к этому явлению демонстрирует его до сих пор не полную включенность в структуру современной стихотворной речи, несмотря на удачи отдельных «чистых» верлибристов (из них наиболее интересными нам представляются Владимир Бурич52 и Арво Мете) и тех авторов, для которых эта форма является периферийной и возникает, как у Блока, в виде минус-приема.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..