ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ РИФМЫ

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ РИФМЫ



Прежде всего следует осознать, что мы понимаем под словом «рифма».

В классической работе В.М. Жирмунского «Рифма, ее история и теория» говорится о том, что рифмой является «всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения»55. Это определение вполне можно принять, но очень важно отметить два момента, играющие в нем конструктивную роль.

Прежде всего, запомним утверждение, что рифмой является всякий звуковой повтор. Это означает, что для нас важна не буквенная сторона рифмы, а ее произношение, ее фонетика. Именно поэтому мы в дальнейшем будем часто обращаться к фонетической транскрипции рифмующихся слов, не ограничиваясь их написанием. И при этом стоит запомнить, что повтор — всякий, то есть не только полностью совпадающие звуки будут образовывать рифму: уже русский фольклор и поэзия XVIII века знают рифму «неточную», где звуки совпадают не полностью, а приблизительно. Следовательно, рифмой будет являться не только

полное совпадение звуков после последнего ударения в стихе, но и совпадение приблизительное, причем степень этой приблизительности может быть весьма различной, ориентироваться то на сходство, то на различие в звучании. Но от этого рифма рифмой быть не перестает, и пара слов «гонг — огонь» (почти наугад выбранная рифма из стихотворения Б. Поплавского), которая для Пушкина рифмой бы не была, для поэта XX века становится совершенно законной, потому что, во-первых, соблюдает приблизительное созвучие (совпадают ударные гласные, предударный согласный «г» и схож звук «н», в первом звучае твердый, а во втором — мягкий), во-вторых, находится на месте рифмы, именно там, где мы ее ожидаем.

Отметим также утверждение, что рифма является рифмой только тогда, когда выполняет организующую функцию. Вообще понятие ФУНКЦИИ для главы о рифме чрезвычайно существенно, потому что только пользуясь им можно понять, почему какие-то созвучия для нас оказываются рифмой, а какие-то — нет. Приведем тот же самый пример, которым оперировал в свое время Юрий Николаевич Тынянов, демонстрируя разницу между рифмой и нериф-мой в зависимости от функции слова в стихе. Он писал: «Жуковский, отправляясь от законного в XVIII веке приема, рифмует в своих ранних стихах: небес — сердец, погибнет — возникнет, горит — чтить <...>, и эти рифмы полноправны, хотя и «неточны» <...>. А между тем мы отказываемся считать рифмами: составляет — освещает («Благоденствие России», 1797), сооружены — обложены («Добродетель», 1798), рек — брег («Могущество, слава и благоденствие России», 1799),— ибо эти безукоризненные рифмы встречаются в белых стихах. Как внеконструктивный факт — это рифма; как факт ритма, то есть конструкции, такая «случайная рифма» есть явление sui generis, необычайно далекое по конструктивным заданиям и следствиям от обычной рифмы»56.

В первом случае, как и в примере из стихов Б.Поплавс-кого, мы воспринимаем рифму как рифму лишь потому, что она стоит в позиции рифмы и выполняет ее функцию. Мы можем спорить о том, хороша эта рифма или дурна, но то, что она рифма — неоспоримо. Во втором случае идеальные рифмы не воспринимаются нами в этом качестве, по-

тому что лишены функции: нерифмованный стих заставляет нас не слышать звукового совпадения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..