ТРЕХСЛОЖНИКИ В ПОЗИИ

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ТРЕХСЛОЖНИКИ В ПОЗИИ

 

Как уже говорилось, роль трехсложииков в поэзии

XVIII века была ничтожной: по данным М.Л. Гаспарова и К.Д. Вишневского они составляют один процент произведений и полпроцента строк из всего исследованного массива стихотвореных произведений (по данным С.А. Матяш чуть больше — 2 % произведений и 0,7 % строк; в любом случае числа ничтожны и могли бы не учитываться). В первой трети XIX века доля их увеличивается: 7% произведений и 3% строк. Но при этом случилось еще более важное: трехсложники нашли для себя «экологическую нишу», тот жанр, в котором могли естественно существовать. Таким жанром для них стала баллада.

В немецкой поэзии, на которую более всего ориентировались русские баллады, в жанре этом господствовал дольник, где между ударениями были интервалы в 1 или 2 безударных слога. В русской поэзии он был экзотическим гостем, поэтому ему предстояло на первых порах превратиться в какой-нибудь из силлабо-тонических размеров. Если русскому переводчику (или, скорее, перелагателю, ибо по-настоящему точных переводов было немного) казалось, что основой стиха является двусложный размер с добавлением время от времени лишнего безударного слога, он и упрощал дольник до ямба или хорея. Если же сильнее ощущалась инерция трехсложника с пропусками положенных безударных слогов, то в русском варианте стих становился трехсложником.

Количественно в первой половине XIX века трехсложники по-прежнему ничтожны, однако качественно происходит решительный скачок. Именно время Пушкина, Лермонтова, Жуковского дает нам «Ночной смотр» (второй вариант; в первом перевод сделан хореем), «Лесного царя», «Иванов вечер», «Кубок», «Суд Божий над епископом», «Рыцарь Роллон», то есть едва ли не самые знаменитые баллады Жуковского; «Черную шаль», «Песнь о вещем Олеге», «Узника» Пушкина; «Три пальмы», «Воздушный корабль», «Тамару» Лермонтова, а кроме них — рылеевского «Ивана Сусанина», «Олега» и «Кудесника» Языкова... Список этот можно продолжать, но главное — что отныне балладный стих накрепко становится связан с трехсложниками и получает возможность уверенно чувствовать себя в русской поэзии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..