РИФМА

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

РИФМА


Кажется, что явление рифмы настолько общеизвестно и общепонятно, что даже говорить специально о нем не стоит. Однако изучение работ, посвященных рифме, имеющихся в русском литературоведении, показывает, что ряд проблем, связанных с этим явлением, только в последнее время стал анализироваться, входить в круг интересов исследователей и, стало быть, приближаться к какому-то решению.

И прежде всего, сказанное относится к роли рифмы в стихе. Если ее формальная классификация более или менее ясна и сомнений не вызывает, то осмысление того, зачем она нужна поэту, что она ему дает и почему русские поэты не спешат от рифмы отказываться,— вопрос, который еще требует ответа, и который в рамках нашей книги мы окончательно решить не можем, но задать его и дать материал для размышления — обязаны.

Как известно, современная западноевропейская и американская поэзия практически отказалась от рифмы (как и от классических размеров). Немногие поэты, все еще обращающиеся к этому чрезвычайно выразительному средству построения стиха, постепенно становятся уникумами, а страницы поэтических книг и многочисленных журналов, посвященных поэзии, все более и более заполняются стихами безрифменными. Что это — насущная необходимость поэзии или же недостаток самих поэтов?

Вспомним, что еще очень давно, более ста пятидесяти лет назад, Пушкин писал: «Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху (безрифменному,— Н.Б.). Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо татцит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудной и чудной, верной и лицемерной, и

проч.»53. И все же, несмотря на столь пессимистическое мнение величайшего русского поэта, несмотря на западные образцы, русские поэты постоянно обращаются к рифме и не испытывают при этом трудностей. Наоборот, рифма помогает поэту (если он, конечно, настоящий поэт, а не графоман) писать. Она становится для него аккумулятором стиховой энергии, через рифму в стихотворение наиболее свободно входят поэтические традиции, рифма вызывает у поэта и его читателя определенные ассоциативные ходы — и в то же время новой, неожиданной рифмой можно эти традиционные ходы опровергнуть. Рифма сопоставляет понятия — и одновременно может разводить их. Рифма является важнейшим орудием смыслового наполнения стиха, его семантики. Именно в ней звучание и значение слиты, как нигде в другом месте, тесно и нераздельно. В «Разговоре с фининспектором о поэзии» Маяковского есть такие строки:

 

 

 

 

 

 

Как видим, здесь подход «по-вашему» (то есть с позиции финансового чиновника) решительно противопоставлен подходу истинному, подходу «по-нашему», то есть поэтическому. Рифма взрывает строку, строфу, стихотворение, делает их наполненными актуальнейшим и, самое главное, поэтическим, а не рассудочным смыслом.

Можно возразить, что так бывает, наверное, только у Маяковского, у которого вообще рифма играет особую роль, который делает ее одним из самых главных элементов своей поэзии. Писала ведь Ахматова о своих рифмах: «И легких рифм сигнальные звоночки...»54. Но пристальное изучение ее собственных рифм показывает, что и у нее, как и у любого другого поэта, рифма служила мощным ассоциативным оружием. Почти подсознательно рифма диктует поэту определенные смысловые ходы, которые он обязан или подтвердить, или повернуть по-своему, или опровер-нуть.

Однако начнем с самого начала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..