ДОЛЬНИК (тип стиха)

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ДОЛЬНИК (тип стиха)

Споры об этом типе стиха продолжаются в русском стиховедении уже достаточно давно, по крайней мере с 10-х годов нашего века32. В трудах различных авторов он по-разному назывался (дольник, паузник, тактовик, леймичес-кий стих, ударник и т.д.), по-разному объяснялись закономерности его возникновения и построения. Поэтому вполне естественно, что изложение материала, относящегося к проблемам дольника, в нашей книге будет не общепринятым, и при обращении к другим работам читателям придется столкнуться с другими объяснениями, не всегда совпадающими с нашими.

Наиболее полно и обстоятельно, с нашей точки зрения, исследовал русский дольник М.Л. Гаспаров, многие выводы которого и положены в основу дальнейшего изложения33.

Дольник представляет собою размер, в котором так же, как и в размерах силлабо-тонических, закономерно чередуются ударные и безударные слоги, но закономерность этого чередования ослаблена: количество безударных слогов между ударными может свободно колебаться от одного

до двух слогов. И при этом расположение безударных слогов в разных строках неодинаково, то есть нет строгой вертикальной урегулированности логаэдов. Существенно учитывать также и количество слогов перед первым ударным, которое в подавляющем большинстве случаев колеблется от одного до трех:

 

 

 

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.
(А.Блок)

 

 

 

В первой строке ударения падают на второй, четвертый и седьмой слоги, во второй — на третий, пятый и восьмой, в третьей — на второй, пятый и седьмой, а в четвертой — на второй, четвертый и седьмой. Можно описать стих этот и по количеству безударных слогов перед первым ударным и между остальными:

 

 

 

 

Как видим, интервалы между ударениями колеблются в пределах одного—двух безударных слогов, но количество ударений остается все время равным: по три. Перед нами ТРЕХУДАРНЫЙ ДОЛЬНИК того типа, где интервал между ударениями бывает в один или два безударных слога.

Вот дольник несколько другой по звучанию (и не только потому, что он четырехударный):

 

 


Воздух над нами чист и звонок,
В житницу вол отвез зерно,
Отданный повару, пал ягненок,
В медных ковшах играет вино.
(Н.Гумилев)

 

 

 

От блоковского дольника он отличается постоянным (на всем протяжении стихотворения, а не только в нашем чет-

веростишии) ударением на первом слоге. А дальше между-ударные интервалы распределяются так:

 

 

 


 

 



Первый, блоковский, тип более всего похож на сочетание трехсложных размеров (амфибрахия и анапеста) с периодическими выпадениями безударных слогов между ударениями. Гумилевский же более напоминает четырехстопный хорей, где регулярно вставляется лишний безударный слог после первого ударения и время от времени — в других местах.

Но это, конечно, аналогии чисто внешние. На самом деле и тот и другой размер — в равной степени дольник, а разность в звучании происходит от испытываемого каждым поэтом тяготения к какому-то присущему ему ритму. Ведь нередко и в силлабо-тонических размерах мы постоянно встречаем какие-то характерные именно для этого поэта ритмические формы, а тем сильнее это чувствуется в дольнике.

Конечно, приведенные нами примеры,— идеальные, наиболее ритмически выдержанные строки дольников. Но есть отдельные случаи, которые могут представить при анализе затруднение.

Классический пример трехударного дольника — неоконченная «Поэма начала» Н.Гумилева. Прочитаем ее первые строки:

 

 



Из-за свежих волн океана

Красный бык приподнял рога,
И бежали лани тумана

Под скалистые берега.
Под скалистыми берегами

В многошумной сырой тени

Серебристыми жемчугами

Оседали на мох они.
Красный бык изменяет лица:
Вот широко крылья простер

И парит, огромная птица,
Пожирающая простор.

 

 

 

Нетрудно увидеть, что четвертый, пятый, седьмой и двенадцатый стихи этого отрывка (то есть греть всех строк) несут на себе не три, а всего лишь два ударения. Что это

— вмешательство двухударного дольника или чего-то вообще иного? Но ритмическое чувство протестует против этого, мы замечаем, конечно, некоторое своеобразие этих строк, но не ощущаем заметного ритмического перебоя.

Наиболее простое объяснение таких форм дольника оказывается параллельным объяснению пропусков основных ударений в трехсложных размерах: ритмическая инерция трехударности столь сильна, что вставляемые время от времени двухударные строки воспринимаются как отступление, не искажающее природы размера (к тому же, насколько можно судить по очень плохо, но все же сохранившимся записям чтения Гумилевым своих стихов, он был склонен свои стихи, написанные неклассическими размерами, скандировать, то есть делать подобие ударения на месте, где ожидается его появление). Если мы продолжим чтение поэмы, то увидим, что процент этих двухударных строк совсем не так уж велик: в первой строфе из двенадцати стихов двухударны четыре, а во второй — только один, да и то в стихе «Умирая и воскрешая», где читающего неодолимо тянет сделать ударение на союзе «и». В третьей

— их четыре (вдобавок один стих — с тем же «и» в середине, а второй содержит непривычное сложное слово, которое хочется произнести как двухударное: «Золоточешуй-ный дракон»), в четвертой — нет вообще, в пятой — один, причем опять в сложном слове: «В одеяньях серебротканых», в шестой — снова один... (Далее посчитайте сами). В просмотренном нами отрывке на 120 стихов приходится всего 11 двухударных, что составляет менее десяти процентов, причем четыре ударения из них приходятся на особо отмеченные (как всегда отмечено самое начало и самый конец) первые 12 стихов. Таким образом, двухударные стихи в трехударном дольнике воспринимаются как подтверждающие правило исключения, разнообразящие движение ритмического потока, но не разрушающие его.

 

 

 

Отступление для пытливого читателя (2)

 

 

 

 

Вспомнив предыдущее отступление, можно без труда восстановить в памяти понятие сильного и слабого места в

стихе. Так вот, дольник также может трактоваться с этой точки зрения (что, вероятно, даже правильнее для научной законченности концепции): дольник — стих, регулирующийся уравниванием сильных мест (или ИКТОВ, почему часто говорят о двух-, трех-, четырехиктном дольнике), количество слабых мест между которыми варьируется в интервале 1—2 слога.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..