Разберите этот отрывок: какой стопности стихи здесь приведены?

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ЗАДАНИЕ ВОСЬМОЕ

Разберите этот отрывок: какой стопности стихи здесь приведены? Проделайте то же самое со стихотворением Вл Ходасевича «Эпизод».

К началу XIX века относится бурный расцвет интереса к античности. Естественно, что в литературе классицизма он тоже существовал, но тогда античность воспринималась более всего через призму французской поэзии, переиначившей ее по-своему. В начале же XIX века попытками многих поэтов был создан новый античный стиль, где — в области стихотворной речи — господствовали русские подражания античным размерам. А.Н. Радищев, А.Х. Востоков, А.Ф. Мерзляков опробовали логаэды, но гораздо большее значение имел грандиозный замысел Н.И. Гнедича, решившегося перевести на русский гомеровскую «Илиаду». Характерно, что начинал он свое переложение в полном соответствии с канонами XVIII века александрийским стихом. Однако потом бросил уже довольно далеко продвинувшуюся работу и обратился к почти забытому со времен Тредиаковского гекзаметру. Гнедич оказался победителем. Вспомним пушкинское двустишие, которым приветствовался его перевод:

 

 

 

 

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой41.

 

 

 

С тех пор, то есть с 20-х годов, когда стали известны фрагменты «Илиады», гекзаметр стал восприниматься как совершенно обычный в русской поэзии размер, а имитации античного стиха широко распространились. Более всего, конечно, употребителен был в этом роде гекзаметр иди элегический дистих. Гекзаметром написаны и переведенная Жуковским «Одиссея», и его же многочисленные сказки и повести в стихах, а элегическим дистихом — бесчисленные «подражания древним», как в лучших образцах, созданных Пушкиным или Дельвигом, так и во многих поделках.

К концу XIX века волна этих подражаний сошла практически на нет, а после краткой вспышки интереса у по-этов-символистов (Брюсов, Вяч.Иванов, С.Соловьев) и некоторых из их наследников (М.Кузмин) вообще практически пропала из поэзии, оставшись только как средство передачи колорита в переводах и переложениях или как сугубо пародийное средство:

 

 

 

 

С яблоком голубем розами ждал я вчера Афродиту
Пьяная Нинка и чех с польскою водкой пришли
(Г.Сапгир)

 

 



На некоторое время внимание поэтов (особенно в связи с обострившейся у романтиков проблемой народности) приковал к себе народный стих.

В XVIII веке он имитировался разными силлабо-тоническими размерами. Чаще всего это был четырехстопный хорей, без рифмы, с дактилическим окончанием (т.е. последнее ударение падало на третий слог с конца). Канон такого подражания установил в неоконченном «Илье Муромце» (1794) Н.М. Карамзин:

 

 

 

Сердце твердое, геройское

 твердо в битвах и сражения

х со врагами добродетели

 — твердо в бедствиях, опасностях;

 но нетвердо против женских стрел...

 

 

 





Пробовались и другие формы, но постепенно в подражаниях возобладал тактовик, о котором мы уже писали, говоря о природе русского народного стиха. Открыл его для литературы Востоков, а канонизировали Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке», а особенно в ряде стихотворений «Песен западных славян», и Лермонтов в «Песне про купца Калашникова...». В отличие от многих других жанров этот не умер окончательно, и, скажем, мы легко найдем его у Ахматовой даже в 40-е годы нашего века:

 

 

Уложила сыночка кудрявого

И пошла на озеро по воду,

Песни пела, была веселая,
Зачерпнула воды и слушаю:
Мне знакомый голос прислышался,
Колокольный звон Из-под синих волн,
Так у нас звонили в граде Китеже.

 

 

 

Подражание народному стиху мотивировано здесь семантикой (отождествение себя с последней китежанкой и отсюда — мотив фольклорного плача), но сама возможность использовать давно существующую форму свидетельствует о ее продолжающейся жизни, а не о выискивании специфического раритета.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..