Тормоза предназначены для фиксации заданного положения механизма при
отключенном двигателе и удержания на весу поднятого груза.
Большинство крановых механизмов снабжено закрытыми тормозами,
автоматически затормаживающими механизм при выключении тока. В
механизмах попорота некоторых башенных крапов применены открытые тормоза
с механическим или электрическим приводом.
Тормоза устанавливают чаще всего на быстроходном валу редуктора или па
валу электродвигателя.
Замыкание тормоза, т. е. затормаживание механизма, производится при
помощи пружины (пружинные тормоза) или груза (грузовые тормоза).
Размыкаются тормоза либо электромагнитом, либо электрогидравлическим
толкателем.
На башенных крапах рассматриваемых типов преимущественное
распространение получили колодочные тормоза с чугунными колодками,
облицованпыми фрикционным материалом — вальцованной или тканой
асбестосой лентой. В последнее время начали широко применять тормоза с
электрогндравлическими толкателями, целиком изготовляемые на
специализированных заводах.
Тормоза принадлежат к наиболее ответственному оборудован ню; от их
исправности зависят четкость и надежность работы кранов.
В процессе эксплуатации за тормозами необходимо вести систематические
наблюдения и уход. Их шарнирные соединения регулярно смазывать, очищать
от пыли и грязи, не допускать замасливания фрикционных обкладок и
касания заклепками, которыми крепятся к колодкам фрикционные обкладки,
тормозного шкива. Своевременно заменять изношенные тормозные обкладки.
Надежность работы тормозов зависит от их регулировки, которую выполняет
машинист.
Регулируют тормоза в определенной последовательности:
1) устанавливают нормальный ход рабочего органа растормаживающего
устройства (якоря, штока и т. д.);